1. Знакомство. Познакомьтесь с ребенком. Установите контакт.
Ненавязчиво выясните, что он умеет, в какой помощи нуждается.
2. Рабочее место. Выберите и организуйте его рабочее место.
Место должно быть хорошо освещено, близко от доски. Лучше всего подойдет первая парта в ряду у окна, к тому же это чаще всего рядом с учительским столом, что позволит следить за тем, как ребенок справляется и когда нуждается в помощи.
3. Пространство школы. Познакомьте его с пространством класса и школы. Нередко дети с ослабленным зрением испытывают затруднения в новых местах, поэтому познакомьте ребенка не только с классным помещением, но и с остальными: столовая, рекреация, туалет, раздевалка.
4. Социализация. Желательно предварительно узнать степень самостоятельности ребенка и предыдущий социальный опыт: посещал ли детский сад или воспитывался в семье, что умеет, насколько готов к школе. Особое внимание следует уделить формированию доброжелательных отношений в классе. Если у ребенка зрение снижено значительно, важно обсудить с другими детьми, чем они могут помочь. Но не стоит инвалидизировать ребенка, нужно оказывать лишь ту помощь, в которой он нуждается. При знакомстве с детьми дайте ребенку возможность продемонстрировать свои положительные качества и умения (рассказать стихотворение, спеть песню). Эта рекомендация применима ко всем детям. Иногда для повышения уверенности в своих силах дайте ребенку возможность побыть лидером, капитаном команды. Нередко дети со сниженным зрением испытывают дискомфорт в незнакомом месте. Поэтому перед проведением экскурсии или прогулки, объясните, куда вы отправляетесь, что там будет, при необходимости выберите сопровождающего, который сможет комментировать происходящее ребенку.
5. Вспомогательные приемы. В процессе обучения важно сопровождать речью задания, которые вы пишите на доске, комментировать изображения. Предоставьте ребенку возможность подойти ближе к доске. Выбирайте наиболее яркие, хорошо освещенные, контрастные изображения, крупный четкий (не художественный) шрифт. Избегайте обилия мелких деталей.
Использование планшета с увеличенным шрифтом тоже может помочь ребенку в процессе чтения.
6. Психологический настрой. Важно сформировать у ребенка правильный психологический настрой на преодоление трудностей. Научите ребенка пользоваться дополнительными приспособлениями в работе с текстами. Например, яркий стикер вначале строки, «рамки», линейки для чтения. Мотивируйте его искать способы преодоления трудностей, а не отказа от сложной работы.
7. Оценивание. Педагогу важно быть объективным в оценивании его достижений. В первом классе нет оценок, но в дальнейшем это предотвратит негативное отношение к учебе, даже в случае неудач.
8. Зрительный режим. Следует помнить, что для сохранения зрения важно соблюдать режим зрительной нагрузки. Непрерывная зрительная работа не должна превышать 10 минут, а это значит, что потребуется такому ребенку дать чуть меньший отрывок текста для чтения или письма.
Помните, что ребенку может потребоваться больше времени для овладения письмом и чтением.
Используйте три важных принципа при организации зрительной работы с детьми с нарушениями зрения:
1). Увеличение
2). Освещение
3). Контраст
Следите за правильной позой за партой и осанкой ребенка. Расстояние от поверхности стола до глаз должно составлять 25-30 см.
Не забывайте проводить в середине урока динамическую паузу, зрительную гимнастику в течение 3-5 минут.
9. Распорядок дня и самообслуживание. Нередко дети испытывают трудности в организации своего рабочего места, они что-то теряют, забывают сложить в портфель. Чтобы помочь ребенку в такой ситуации, составьте вместе с ним последовательность подготовки к уроку и последовательность завершения урока, можно в виде схемы или рисунка с понятными яркими символами. Составьте в понятной для ребенка форме расписание уроков, перемен, приема пищи, прогулок.
Важно правильно ухаживать за очками и научить этому ребенка. Приучайте ребенка следить за своим внешним видом, хвалите за аккуратность, красивый, опрятный внешний вид.
Важно сохранять отношение к ребенку как к личности и учить этому окружающих!