Пути повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 6


Качество образования – это одна из основных проблем современной школы.

Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Для себя я отметила, что для повышения качества знаний учащихся нужны следующие успехи:

  • Качественная подготовка к уроку.
  • Психологический настрой на урок, на процесс обучения.
  • Контроль за качеством знаний.
  • Личность учителя, его авторитет

Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

В своей работе активно использую следующие технологии обучения:

  • групповые технологии (работа в парах, в группах);
  • проблемно-поисковое обучение;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • технология интеграции;
  • технология использования игровых методов;

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе я использую такие виды заданий:

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.

3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

На уроках литературы я учу школьников работать с книгой, обобщать, делать выводы. Очень помогают в этом мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль.

При изучении творчества Чехова 6-классники получили индивидуальные задания по группам или в парах

1-я группа. Прочитать рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», и др. (по выбору), подготовить их пересказ.

2-я группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия». Подобрать иллюстрации художников к произведениям Чехова.

3-я группа. Подготовить инсценировку рассказа «Хирургия».

При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

 В старших классах на итоговых занятиях по творчеству какого-либо писателя провожу уроки-семинары. Класс делю на группы: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю», « Я творю» и группу чтецов. После прослушивания стихов каждая группа вступает в разговор. Задача каждой группы была заранее предопределена: показать какие чувства вызывают произведения автора, что думают об авторе и его героях, как можно оценить и имеем ли мы право оценивать автора и его героев. На таких уроках ученики приобщаются к миру творчества, перед ними раскрывается богатство чувств и переживаний.

Таким образом, групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствует умению общаться. То есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Я с пятого класса начинаю работу в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Я активно использую технологию проблемного обучения на разных этапах урока. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

  • совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
  • воспитывается уважение к чужой точке зрения;
  • активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • увеличивается количество творческих работ;
  • учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Мой любимый вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Евгений Онегин»?. Почему у одних море друзей, а у других нет ни одного? Почему любовь одних делает счастливыми, а других несчастными?..

Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными

Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.

Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С.Пушкина «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?». Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения. Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.

В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации , фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений.

Технологии дифференцированного обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика.

Урок литературы для обучающихся 6 класса по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша» на тему «Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши».

Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

1 группа

1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан).

2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)

2 группа

1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся".

Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится".

В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".

Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные".

Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать".

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера

1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить";

2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы"; 

3. "вера у нас полнее")

3 группа

1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.

2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

3. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").

4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 1-10 главы.

Александр Павлович

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Платов

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»

4 группа

1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)

2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.

3. . Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 11-14 главы.

Николай Павлович

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».

«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Платов

«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».

«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»

«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».

«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».

5 группа

1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу.

2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.

3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к иллюстрациям Н.Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:

1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому? 
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга? 
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему? 
4. Озаглавьте рисунки словами текста.

(Кукрыниксы - общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).

 Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.

6 группа

1. Какова проблематика данного сказа?

Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть", — и чем-нибудь отведет".

2. Какова идея сказа?

Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?

В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Домашнее задание.

1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.

2. Написать отзыв о сказе (1-2 группы)

3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами». (3-6 группы)

4. Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Наиболее распространённой является у меня интеграция русского языка с литературой, экологией, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно использую как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение. Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся. От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке. В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Пушкин и Глинка», «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова», «Пушкин и музыка».

Я активно использую эту технологию на уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7-х классах.

В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.

Задание. Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.

(Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.

Игра «Салат»

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.

Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

  • в слове 2 слога, 7 букв, 6звуков (морковь),
  • в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
  • в слове 1 слог, все согласные звуки твердые, (лук)
  • в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

«Назвать пароль»

Расставить ударения в записанных на доске словах.

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.

Например:

  • 1-й - Я читаю книгу.
  • 2-й - Я читаю интересную книгу.
  • 3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
  • 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
  • 5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, или наоборот слово, соответствующее правилу.

Например:

Осенний, каменный, соломенный (лишнее - соломенный)

Бор..щийся, кле..щий, пада..щий (лишнее – кле..щий)

ИГРА «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Орфографический словарь становится настольной книгой учащихся. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Можно использовать при знакомстве с новыми словарными словами или отрабатывая тестовое задание ЕГЭ (праздный – праздничный).

«Лингвистический футбол»

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс задает ему вопросы по изученной теме. Сколько голов отбил, такую оценку и получил (о количестве вопросов договариваются заранее).

В своей работе систематически веду постоянный контроль за ЗУН учащихся.

С этой целью веду тетради:

  • учета ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
  • учета пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
  • учета техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся;
  • уровнем подготовки учащихся к урокам;
  • учета активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ;
  • учета формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, если соблюдаются преемственность в учебном процессе, то использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дают высокие результаты:

Результаты внутреннего мониторинга по русскому языку

Учебный год

Класс

Качество (%)

2015 – 2016

5а- 5б

40%-39%

2016 – 2017

6а-6б

49%- 47%

2017 – 2018

7а-7б

56%-54%

2018 – 2019

8а-8б

63%-61%

Результаты ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по русскому языку

Учебный год

Класс

Качество знаний

Обученность

2017 – 2018

11 а

60 %

100 %

2018 – 2019

9 Б

72%

100 %

Результативность опыта.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.