Лингвокультурологические аспекты преподавания орфографии школьникам средних классов

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Лингвокультурологические аспекты преподавания орфографии


В современной лингводидактике, как правило, лингвокультурологические аспекты преподавания русского языка рассматриваются, когда речь идет о проведении занятий по русскому языку как иностранному. Однако знание связи русского языка с культурой русского народа актуально не только для иностранцев, но и для детей, для которых русский язык является родным.

В средних классах русскому языку отводится значительное количество учебных часов. При этом, в отличие от старших классов, для школьников среднего звена ЕГЭ еще далеко впереди, и поэтому имеется возможность формировать у обучающихся на уроках русского языка не просто знание правильного написания слов, а знание причин такого написания, тем самым формировать знание связей между языком, историей и культурой русского народа.

В преподавании орфографии лингвокультурологические отсылки могут быть сделаны как при изучении отдельных тем по правописанию, так и в процессе работы со словарными словами и вообще с новой для обучающихся лексикой. Например, даже такое правило, как ""ЖИ, ШИ пиши с буквой И" в школе чаще всего преподносится как аксиома, без объяснения причин такого написания. Но как известно, выбор гласной буквы И в названных сочетаниях обусловлен историческими причинами, а именно тем, что раньше согласные Ж и Ш были мягкими, поэтому после них писалась именно буква И. Несмотря на то, что с течением времени эти согласные отвердели, написание слов осталось традиционным.

Таким образом, подкрепление изучения написания слов историческими отсылками, данными этимологических и других словарей, таких, как толковых, словообразовательных, словарей иностранных слов и др. позволяет обучающемуся не просто механически запоминать написания слов, а ответить на вопрос, почему так или иначе пишется слово. Кроме того, лингвокультурологические отсылки при изучении орфографии позволяют сформировать у обучающихся новые ассоциативные связи, развить их мышление, творческую и познавательную активность.

Далее остановимся на тех упражнениях, которые позволяют сформировать у обучающихся орфографические навыки с помощью обращения к этимологическим и толковым словарям русского языка. Описываемые упражнения были разработаны и апробированы в период прохождения педагогической практики в 7 «Д» классе МБОУ «СОШ №82» г.Кемерово.

Обучающимся были предложены следующие задания:

1. Первое задание - этимологический диктант. Это задание было нацелено на знакомство детей с этимологией лексических единиц, знание которой будет способствовать лучшему запоминанию правописания слов. Задание было сформулировано таким образом: «Перед вами представлены слова и их этимологическое значение. Выучите слова и их этимологию. Подготовьтесь к диктанту». Обучающимся на основе сведений из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского [1] было предложено для запоминания два ряда слов. В состав первой группы слов вошли такие лексические единицы, этимология которых основывается на однокоренных словах, имеющих четкое и явное написание, например: Корица – "маленькая корочка; отсюда и название цвета коричневый (цвета коры)", Целовать – от слова "цел" - целый, здоровый, невредимый, Одолеть – «получить долю», Айсберг - "ледовая гора; айс - лед, берг - гора"; Черепаха - животное, которое носит на себе череп. Этимологически относится к группе слов «череп», «черепок», «черепица» и др..

В состав второй группы слов вошли лексемы, у которых были указаны ныне устаревшие значения, например: Дуга – “кривизна”; Басня – “сказка, рассказ”; Город – “ограда, забор”; Здоровый – “подобный дереву”; Карапуз - “круглый и толстый, как арбуз” и т.д. [1].

Со всеми словами обучающиеся были ознакомлены заранее, перечень слов требовалось выучить дома. Перед началом урока была озвучена шкала и критерии оценивания работы.

Шкала оценивания:

  • "5" – ставится в том случае, если задание выполнено полностью без ошибок;
  • "4" – ставится в том случае, если задание выполнено с одной ошибкой;
  • "3" – ставится в том случае, если задание выполнено не полностью или выполнено полностью, но с двумя ошибками;
  • "2" – ставится в том случае, если задание не выполнено.

Критерии оценивания. Ошибкой считается:

1) нарушение правил орфографии при написании слов, включая перестановку, пропуск, вставку и замену лишних букв в словах;

2) неверное написание слов, не регулируемых правилами.

Слова диктовались в произвольном порядке с использованием вариации: от слова - к его этимологии, от этимологии - к слову. При чтении слов соблюдался равномерный темп, спокойный тон для предупреждения отставания в письме.

При анализе работ было выявлено, что 95% детей в классе справились с данным заданием. Этот вид работы вызвал интерес и воодушевление у детей на уроке, повышенным вниманием пользовалась лексема «карапуз», так как ученики сочли забавным и интересным ее значение. Можно сделать вывод, что выполнение упражнения было вполне успешным и его следует применять в педагогической практике.

По результатам апробации данного вида работы нами была подготовлена игра "Китайское яблоко", реализованная в электронной форме. Название данной игры отсылает к этимологии слова "Апельсин", именно этот фрукт имеет значение `китайское яблоко`. В данной игре представлена этимология слова и необходимо отгадать, какое слово загадано. Поскольку списки слов обучающиеся получают заранее, то такой формат игры выполняет тренировочную функцию, позволяет проверить себя, насколько успешно выучена лексика. Если ответ введен с ошибкой, то он считается неправильным. Тем самым, обучающиеся не только запоминают значения слов, но и тренируют свои орфографические навыки. Электронный формат игры отличается современностью и своей технологической простотой как для обучающихся, так и для преподавателей. В такую игру обучающиеся могут играть в любом месте. Для преподавателя легкость в работе с электронным форматом связана с тем, что список слов легко заменить, его легко увеличить или уменьшить, тем самым имеется возможность охватить за учебное время достаточно широкий круг слов.

2. Второе задание - сочинение. Обучающимся было сформулировано следующее задание: «Напишите сочинение на свободную тему с использованием слов из ранее проведенного этимологического диктанта. Слова используйте в их устаревшем лексическом значении».

Второе задание основывается на первом. Сочинение является заданием творческого характера, что способствует развитию воображения, фантазии, интереса к предмету, креативного мышления у обучающихся.

Прежде чем школьники приступили к выполнению данного вида работы, в начале урока мы повторили изученные слова с целью актуализации пройденного материала для выполнения нового упражнения. Далее предлагалось:

  • самостоятельно обдумать тему своего сочинения;
  • определить главные вопросы, которые отвечают теме;
  • составить ведущие пункты плана;
  • выбрать черновой материал для сочинения;
  • написать черновой вариант сочинения;
  • тщательно проверить черновой вариант;
  • переписать окончательный вариант работы в чистовик и сдать на проверку преподавателю.

Шкала и критерии оценивания также были озвучены обучающимся заранее.

В ходе проверки данного задания было выявлено, что с ним успешно справились 80% учеников. Из чего можно сделать вывод, что данное упражнение можно и нужно использовать в педагогической практике. Этот вид работы на уроке решает одновременно несколько задач: каллиграфические и, конечно, орфографические задачи, способствует формированию у обучающихся навыков членения текста на абзацы и предложения, выделения красной строки и знаний других правил оформления текста. При выполнении творческого задания языковая теория соединяется с речевой практикой, развивается общая эрудиция. Сочинение имеет не только учебно-воспитательное значение, но и способствует самовыражению, становлению личности ученика.

3. Третье упражнение нацелено на знакомство и самостоятельную работу детей со словарями, развивает навык правописания, а также логическое и творческое мышление. Задание сформулировано таким образом: «Составьте кроссворд на свободную тему. При выполнении задания используйте орфографические и толковые словари русского языка».

Третье упражнение вызвало у обучающихся некоторые затруднения, потому что составление кроссворда – дело не из легких. Применение кроссвордов на уроках русского языка, их составление, решение способствует развитию мышления обучающихся, учит четко, логично и лаконично выражать собственные мысли. Кроссворд – это своеобразная игра, которая способствует интеллектуальному развитию, расширяет словарный запас, тренирует память, внимание, развивает кругозор, повышает грамотность.

Наиболее удачным получился кроссворд у одной из учениц, которая составила 10 вопросов и к ним подписала ответы с выделенными орфограммами. Например:

Четвертый вопрос: «Топкое место со стоячей водой? (Болото)».

Восьмой вопрос: «Густой напиток из перебродившего молока? (Кефир)».

При анализе составленных вопросов можно сделать вывод, что школьники умеют пользоваться словарями, без труда находят в словах орфограммы, владеют знаниями из разных научных областей, достаточно эрудированны.

Таким образом, изучение орфографии русского языка - это весьма увлекательный и полезный процесс, и если задействовать на уроках русского языка сведения из различных лексикографических изданий и подбирать интересный для обучающихся формат заданий, то это будет способствовать не только формированию орфографических навыков, но и обогащению знаний обучающихся в области культуры и истории русского языка.

Литература и источники

  1. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская – М.: издательство «Просвещение», 1971 г. — 542 с.

Научный руководитель – к.ф.н., доцент Дударева Я.А.,
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»