Урок развития речи «История семьи в истории страны»

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Класс

7

Цели и задачи урока

Систематизировать рабочие материалы к сочинению.

Обеспечить формирование коммуникативной компетентности.

Воспитать у лицеистов гражданско-патриотические чувства принадлежности каждой семьи к истории своей страны.

Технология урока

Технология развивающего обучения.

Ход урока

Вхождение в тему (активизация познавательной деятельности учащихся)

Задание 1. Упр. 539.Сформулируйте главную мысль этого текста.
Лексическое значение слова «родословная»?
Работа со словарем.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
РОДОСЛОВНЫЙ
1. Принадлежащий к древнему знатному роду, упомянутому в родословце; родовитый.
* [Басманов:] Ах, государь, стократ благословен Тот будет день, когда Разрядны книги с раздорами, с гордыней родословной Пожрет огонь. // Пушкин. Борис Годунов // *
2. РОДОСЛОВНАЯ, ой, ж, в знач. сущ.
* Вот почему, архивы роя, Я разобрал в досужный час Всю родословную героя, О ком затеял свой рассказ. // Пушкин. Евгений Онегин // *
◘ РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО (ДЕРЕВО).
* Скажите вы, любезный, О родословном дереве слыхали что-нибудь? // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *
РОДОСЛОВИЕ.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
РОДОСЛОВНЫЙ, ая, ое.
1. см. родословие.
2. родословная, ой, ж. Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Славная родословная.

(Главная мысль текста: Человек - сын своего времени и своей страны. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.
Необходимо знать свои корни: судьбы свои родных, историю своей семьи, чтобы понимать историю своей страны, своей Родины)

Почему в заставке урока появилась эмблема 75-летия Победы в Великой Отечественной войне? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Постройте ассоциативный ряд к слову Победа (история, страна, народ, память, памятники, мужество, стойкость…) А каково место обычной семьи в этом ряду?

Почему наш народ победил в Великой Отечественной войне?

(Победа зависела от каждого человека нашей огромной родины).

Формулируем цели урока. (Рассказать о том, как война пришла в жизнь нашей страны, подготовить рассказ о наших родных, которые сражались за эту победу, продумать структуру сочинения)

Решение учебной задачи (приращение знания, использование нового знания в новой ситуации)

Чья фотография на эмблеме, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне?

Индивидуальное сообщение «У ворот высоких, Бранденбургских, маленькая строгая хозяйка»Рассказ о Лидии Андреевне Спмвак (Овчаренко)
(для информации https://forum-msk.info/threads/xozjajka-brandenburgskix-vorot.4276/)

Задание 2 классу: Прослушайте выступление. Используя алгоритм описания фотографии, отметьте, какие пункты этого алгоритма использованы в выступлении.

Алгоритм описания фотографии:

- Что вы видите на фотографии, Кто изображен (какое событие изображено)?

- Почему, по вашему мнению, фотограф запечатлел именно этот момент?

- Опишите изображенное на фото (главного героя. Выражение лица – глаза, взгляд; поза, жесты, динамика движения; что изображено на переднем плане, в центе, на заднем плане)

- Что использовал фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, свет)?

- Какие чувства, переживания вызывает фотография.

Задание 3. А что вы знаете о войне в нашем городе?
(просмотр видеоролика . Школьный музей. «Эвакогоспиталь 1865»

http://liceum.edumonch.ru/index/po_stranicam_shkolnogo_muzeja/0-280)

Какое влияние оказала война судьбы ваших родных?

План сочинения.

I. Человек – сын своей страны.
II. Фотография из семейного архива:

  1. Кто изображен на фотографии.
  2. Какому событию посвящена эта фотография.
  3. Как сложилась судьба человека.
  4. Ваше отношение к родному для вас человеку.

III. Победу приближал КАЖДЫЙ человек нашей стораны.

Фотографии из семейного альбома.

Задание 4. Создание ментальной карты «История семьи в истории страны»

Задание 5. К какому типу речи мы должны отнести сочинение? (повествование с элементами описания) В каком стиле пишем? (публицистическом, художественном)

Рабочие материалы к сочинению.
Вступление (упр.539)
Описание фотографии.

Заключение. Победу определяли поступки конкретных людей. Победу приближали и рядовые, и генералы, и регулировщицы, и медсестры, и те, кто остался в тылу. Для истории важен каждый человек!

Песня «Поклонимся Велики Тем Годам» (https://muztron.com/listen_online/iosif-kobzon-poklonimsya-velikim-tem-godam

Подведение итогов работы над темой.

Рефлексия:
- обсуждение результатов решения учебной задачи;
- выявление проблемных зон (вопросы одноклассникам, учителю, самопроверка);
- оценивание решения учебной задачи

Задание 6. Задайте вопрос учителю, одноклассникам.

(- где найти информацию о родных, которые участвовали в войне?
- какой эпиграф можно использовать для сочинения? и др.)

Какой вывод можно сделать по итогам урока?

Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я понял…..
- Очень важно………
- Я уже знаю, о ком я буду писать в своем сочинении…..

Д/З Сочинение. Темы на выбор:
- «История семьи в истории страны»
- «О чем рассказала фотография из семейного архива»