Класс: 10.
Тема: Работа и мощность электрического тока.
Цель: Создать условия для изучения новой темы, предусмотренной учебной программой, используя элементы технологии продуктивного чтения.
Задачи:
- Обучающие: обобщить изученное по теме «Законы постоянного тока»; сформировать понятия работы и мощности электрического тока и показать учащимся практическое значение данных понятий; сформулировать и использовать закон Джоуля-Ленца, активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с литературой, таблицами, схемами электрических цепей, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, бережное отношение к семейному бюджету.
УУД
- Личностные УУД: получение знаний через поиск информации в тексте и ее извлечение, презентация результатов работы.
- Регулятивные УУД: Умение формулировать собственные учебные цели - цели при изучении темы. Умение принимать решение, брать ответственность на себя.
- Коммуникативные УУД: Владение формами навыков смыслового чтения и приемов понимания и анализа текста, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе.
- Познавательные УУД: Умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.
Методы обучения: приемы продуктивного чтения и критического мышления.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями.
Планируемый результат: формирование базовых компетенций при изучении работы и мощности электрического тока, т.е. обучающиеся приобретут знания о работе и мощности электрического тока, усвоят формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания о практическом их применении в быту, технике. Научатся применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира и объяснению работы бытовых приборов. Приобретут умения проводить расчёты стоимости электроэнергии, потребляемой в домашних условиях, и способах её экономии.
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и надеюсь на взаимность. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на продуктивную работу. Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
II. Актуализация знаний и мотивационный этап
На прошлых уроках мы с вами начали изучать законы постоянного тока. Рассмотрели закон Ома для участка цепи, основные характеристики электрического тока. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение нашей темы, познакомимся с новыми характеристиками электрического тока. Но сначала давайте немного повторим основные понятия, формулы и определения, которые нам пригодятся для изучения нового материала и формулирования целей урока. Таблица, которую нужно заполнить, поможет нам систематизировать знания, а также поможет при изучении нового материала.
Слайд № 1 и 2
Физическая величина |
Обозначение |
Единицы измерения |
Расчётная формула |
Прибор |
Сила тока |
I |
А |
I=q/t |
амперметр |
Напряжение |
U |
В |
U=A/q |
вольтметр |
Сопротивление |
R |
Ом |
R=U/I |
омметр |
Электрический заряд |
q |
Кл |
q=It |
электроскоп |
- Что такое электрический ток? (Как обозначается сила тока, в чем измеряется, как называется прибор для измерения силы тока)
- Какие условия необходимы для существования электрического тока?
- Какие источники тока вы знаете, альтернативные в том числе?
- Назовите действия тока.
Слайд №3
- Примером какого действия тока может служить фен?
- Почему фен оказывает тепловое действие ?
- Какой фен купите Вы, если мощность одного 850, а другого 1500 Вт?
- Что такое мощность?
- Сегодня мы вспоминали, что электрический ток - это движении электрических зарядов по проводнику, и упоминали, что движение это происходит под действием электрического поля, т.е. работу совершает электрическое поле.
- Вы знакомы с этой величиной? Что бы вы хотели узнать о работе электрического тока?
Слайд №4
- А пока думаете, в рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока».
- Как вы думаете, какие задачи мы сможем сегодня решить?
- Узнать…
- Познакомиться…
- Научиться…
«Ромашка Блума» (Ромашка вопросов) нам в этом поможет.
Слайд №5
III. Изучение нового материала
Изучать тему будете самостоятельно, читая текст п.104 (учебник, 10 кл., 2014г., базовый уровень, авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий, классический курс).
- Что вы понимаете под чтением? (Чтение письменного текста, рисунки, графики, таблицы, диаграммы)
- Зачем мы читаем? («Для себя», для общественных целей, для рабочих целей, учебных целей,…)
- Читаете и отвечаете на вопросы для полного понимания нового материала.
Во время изучения темы записываете свои мысли в таблицу, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом. Время ограничено.
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
….. |
….. |
Слайд №6.
Для того чтобы лучше разобраться в новом материале, возьмем «Ромашку».
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса к новому материалу. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов (заданий) и работа для 6 групп (4 человека в каждой группе). Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, после пятиминутного обсуждения. Время ограничено.
Слайд №7
Группа №1. Учащиеся школы.
Задание: заполнить таблицу (Простые вопросы, которые раскрывают суть понятий)
Физическая величина |
Обозначение |
Единицы измерения |
Расчётная формула |
Прибор |
Работа эл. тока |
А |
Дж |
A=I*U*t |
Счетчик |
Мощность |
Р |
Вт |
P=A/t |
Ваттметр |
(Проверяем с помощью слайда №8 и 9).
Дополнительный вопрос для всей группы.
- Какие преобразования энергии происходят в проводнике, когда по нему идет ток? (Объясняющие вопросы)
Слайд №10
Группа №2. Домохозяйки.
Задание. Вам предложены начальные и конечные показания счетчика. Определите расход электроэнергии за месяц.
Дополнительный вопрос для всей группы.
- Можно ли увеличить мощность электроприборов, подавая на него большее напряжение? (Уточняющие вопросы)
Группа №3. Инженеры.
Задание. Как экспериментально можно проверить закон Джоуля - Ленца? (Практический вопрос).
Дополнительное задание для всех учащихся. Слайд №11
- Какая из схем электрических цепей позволит проверить закон Джоуля-Ленца?
Группа №4. Экономисты.
Определите работу, которую выполняет электрический ток в лампочке мощностью 60Вт за 20 дней с 8.00 до 12.00 часов, и стоимость израсходованной энергии. Тариф электроэнергии 1 руб. за 1 кВтч. Это научит вас бережно относиться к семейному бюджету. (Это оценочный вопрос).
Слайд №12
Группа №5. Научные сотрудники.
Задание. Можно ли пользоваться вашим утюгом в квартире, если его мощность 1000 Вт, а предохранитель счетчика рассчитан на силу тока 15 А? (Это оценочный вопрос)
Группа №6. Экологи.
- Почему нужно беречь электроэнергию? Как тема урока связана с экологией.
(Вопрос интерпретации).
IV. Рефлексивный этап урока
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами изучили новые понятия «Работа и мощность электрического тока», закон Джоуля-Ленца и повторили основные понятия темы «Законы постоянного тока». Какие вопросы с урока вы бы смогли обсудить в будущем с вашими собеседниками?
(Значимость широкого применения электроэнергии; как выбрать в магазине электроприборы для личного пользования; как производить оплату за электроэнергию и экономить семейный бюджет; беречь природу).
V. Подведение итогов
Результат совместной работы подводится с помощью оценочного листа учащимися и учителем. Учащиеся сдают тетради на проверку.
Оценочный лист
№ | Ф.И. |
Заполнение |
Выполнение |
Оформление |
Итоговая |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Слайд №13
VI. Домашнее задание
- § 104, часть А.
- Творческое задание: выяснить расходы электроэнергии у себя дома. На чём можно экономить за 1 месяц?