Цель: написать письменный пересказ текста с помощью вопросов.
Задачи урока:
- формировать умение устно и письменно пересказывать тест, различать смысловые части текста, записывать части с красной строки;
- развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать уважение друг к другу в совместной деятельности, любовь к своей малой Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с листками у каждого ребёнка, картинки в пространстве класса.
I этап: Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Урок русского языка – развитие речи.
II этап: Постановка цели урока
(Слайд 1)
1) - Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке развития речи? Прочитайте анаграмму слова.
- Что такое изложение?
- Назовите цель нашего урока.
- Итак, мы сегодня на уроке должны будем написать подробно и грамотно письменный пересказ текста - изложение.
2) - А как называется текст, угадайте.
Что за странный человек
Появился, когда выпал снег.
Морковный нос, в руках метла,
Боится солнца и тепла?
- Конечно, это снеговик. (Слайд 2)
3) - В нашем северном крае снег лежит с ноября по апрель, и лепка снеговика – одна из любимых зимних забав. А вы знаете, где родина Снеговика? Это наш город Архангельск. (Слайд 3)
В доме у Снеговика есть своя почта и даже лаборатория. В гости к нему приезжают туристы из других городов.
4) - Итак, открываем тетради. Подписываем.
III этап: Работа с текстом
1) Попробуем прочитать текст по предложениеям. Вам нужно догадаться, какие слова.
(Слайды 4-12)
Чтение текста индивидуально. Упражнение Шторки».
Чтение текста учителем.
2) - Давайте разделим текст на три части. Найдите начало. Прочитайте. (Слайд 13)
- Найдите основную часть.
- Прочитайте концовку.
- Как в письменной речи отделяется одна часть от другой? (Слайд 14)
- Достаньте такие тексты из конвертов. Прочитаем хором по частям по колонкам.
Снеговик. Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза. Из морковки вышел нос, а из веток рот. На голову надели старое ведро. В руки дали метлу. Хороший получился снеговик! |
- Какой это вид текста?
3) Беседа по тексту.
- Скажите, какой шёл снег в этот день?
- Сколько снежных комков слепили дети?
- Как украсили снеговика?
- А кто из вас лепил снеговика? Легко ли слепить красивого хорошего снеговика?
- А почему у ребят получилось слепить красиво?
- Попробуйте назвать главную мысль текста.
- Конечно, ребята работали дружно и у них всё задуманоое получилось.
4) Давайте вспомним, в какой последовательности дети лепили снеговика? В пространстве класса расклеены картинки. (Приложение)
- Найдите и покажите, что сначала слепили? Кто слепил комки?
- Что потом взяли для украшени? Для чего использовали угли?
- А дальше? Для чего взяли морковку?
- Найдите следующую картинку. А зачем понадобилось ведро?
- И в завершении? Да, метла.
- А какой картинки нет? Зачем нужны были ветки?
Вот также в письменном пересказе вы напишите, как дети лепили снеговика.
5) - В этом тексте очень много глаголов. Сейчас возьмите листочки из конверта. На них записаны слова. Найдите и обведите глаголы из нашего текста. Задание выполняем в парах.
Найди глаголы из текста «Снеговик». Идёт шёл придумал ёлка |
- Проверяем. Назовите глаголы из 1 части текста.
Назовите глаголы из 2 части текста.
Назовите глаголы из 3 части.
- Запомните написание этих слов.
6) - Пересказать текст письменно вам помогут вопросы. (Слайд 15) Прочитайте их.
- Как вы думаете, почему они записаны тремя цветами?
- Как будем писать начало каждой части текста?
- Читаем вопросы 1 части. Отвечаем.
- Читаем вопровы 2 части и отвечаем.
- Читаем вопрос к 3 части и отвечаем.
- Вы заметили, что много слов нужно брать из самого вопроса. Будьте внимательны и грамотно пишите слова.
IV этап: Физминутка
V этап: Запись текста
(Слайд 15)
1) А сейчас, ребята, вы будете записывать пересказ текста.
- Сколько частей у вас будет в тексте? Как напишем каждую часть текста?
- Смотрите на вопросы, они вам помогут.
- Сначало предложение проговариваем. А потом его записываем. Как пишется начало и конец предложения?
2) Запись текста детьми. Индивидуальная помощь.
VI этап: Подведение итогов
1) - Давайте послушаем, какие изложения получились у вас.
- А почему тексты у ребят немного отличаются? Это пересказ, и мы можем использовать другие слова.
- Ребята, как вы думаете, наш урок достиг поставленной цели? Получились у нас изложения?
2) За работу на уроке вы получите оценки в тетрадях.
- А сейчас оцените сами свою активность, своё старание на уроке. Выберите снеговика и подойдите к нему.
- Весёлый снеговик – вы очень старались, у вас всё получилось.
- Серьёзный – вы старались, но немного что-то не получилось.
- Грустный – вы отвлекались на уроке.
4) - Вы молодцы! Спасибо спасибо за урок!