Изложение по вопросам "Снеговик"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, изложение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: написать письменный пересказ текста с помощью вопросов.

Задачи урока:

  • формировать умение устно и письменно пересказывать тест, различать смысловые части текста, записывать части с красной строки;
  • развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать уважение друг к другу в совместной деятельности, любовь к своей малой Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с листками у каждого ребёнка, картинки в пространстве класса.

I этап: Организационный момент

- Прозвенел звонок,
Начинается урок.

- Урок русского языка – развитие речи.

II этап: Постановка цели урока

(Слайд 1)

1) - Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке развития речи? Прочитайте анаграмму слова.

- Что такое изложение?

- Назовите цель нашего урока.

- Итак, мы сегодня на уроке должны будем написать подробно и грамотно письменный пересказ текста - изложение.

2) - А как называется текст, угадайте.

Что за странный человек
Появился, когда выпал снег.
Морковный нос, в руках метла,
Боится солнца и тепла?

- Конечно, это снеговик. (Слайд 2)

3) - В нашем северном крае снег лежит с ноября по апрель, и лепка снеговика – одна из любимых зимних забав. А вы знаете, где родина Снеговика? Это наш город Архангельск. (Слайд 3)

В доме у Снеговика есть своя почта и даже лаборатория. В гости к нему приезжают туристы из других городов.

4) - Итак, открываем тетради. Подписываем.

III этап: Работа с текстом

1) Попробуем прочитать текст по предложениеям. Вам нужно догадаться, какие слова.

(Слайды 4-12)

Чтение текста индивидуально. Упражнение Шторки».

Чтение текста учителем.

2) - Давайте разделим текст на три части. Найдите начало. Прочитайте. (Слайд 13)

- Найдите основную часть.

- Прочитайте концовку.

- Как в письменной речи отделяется одна часть от другой? (Слайд 14)

- Достаньте такие тексты из конвертов. Прочитаем хором по частям по колонкам.

Снеговик.

Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика.

Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза. Из морковки вышел нос, а из веток рот. На голову надели старое ведро. В руки дали метлу.

Хороший получился снеговик!

- Какой это вид текста?

3) Беседа по тексту.

- Скажите, какой шёл снег в этот день?

- Сколько снежных комков слепили дети?

- Как украсили снеговика?

- А кто из вас лепил снеговика? Легко ли слепить красивого хорошего снеговика?

- А почему у ребят получилось слепить красиво?

- Попробуйте назвать главную мысль текста.

- Конечно, ребята работали дружно и у них всё задуманоое получилось.

4) Давайте вспомним, в какой последовательности дети лепили снеговика? В пространстве класса расклеены картинки. (Приложение)

- Найдите и покажите, что сначала слепили? Кто слепил комки?

- Что потом взяли для украшени? Для чего использовали угли?

- А дальше? Для чего взяли морковку?

- Найдите следующую картинку. А зачем понадобилось ведро?

- И в завершении? Да, метла.

- А какой картинки нет? Зачем нужны были ветки?

Вот также в письменном пересказе вы напишите, как дети лепили снеговика.

5) - В этом тексте очень много глаголов. Сейчас возьмите листочки из конверта. На них записаны слова. Найдите и обведите глаголы из нашего текста. Задание выполняем в парах.

Найди глаголы из текста «Снеговик».

Идёт     шёл    придумал    ёлка
едут    получился    тишина
новый    решили      приятный
слепить     улицы     холодно
надели     сорока     дали
учебники     вышел     сосны
школа    скатали      сделали
русский     положили     читаем

- Проверяем.  Назовите глаголы из 1 части текста.

Назовите глаголы из 2 части текста.

Назовите глаголы из 3 части.

- Запомните написание этих слов.

6) - Пересказать текст письменно вам помогут вопросы. (Слайд 15) Прочитайте их.

- Как вы думаете, почему они записаны тремя цветами?

- Как будем писать начало каждой части текста?

- Читаем вопросы 1 части. Отвечаем.

- Читаем вопровы 2 части и отвечаем.

- Читаем вопрос к 3 части и отвечаем.

- Вы заметили, что много слов нужно брать из самого вопроса. Будьте внимательны и грамотно пишите слова.

IV этап: Физминутка

V этап: Запись текста

(Слайд 15)

1) А сейчас, ребята, вы будете записывать пересказ текста.

- Сколько частей у вас будет в тексте? Как напишем каждую часть текста?

- Смотрите на вопросы, они вам помогут.

- Сначало предложение проговариваем. А потом его записываем. Как пишется начало и конец предложения?

2) Запись текста детьми. Индивидуальная помощь.

VI этап: Подведение итогов

1) - Давайте послушаем, какие изложения получились у вас.  

- А почему тексты у ребят немного отличаются? Это пересказ, и мы можем использовать другие слова.

- Ребята, как вы думаете, наш урок достиг поставленной цели? Получились у нас изложения?

2) За работу на уроке вы получите оценки в тетрадях.

- А сейчас оцените сами свою активность, своё старание на уроке. Выберите снеговика и подойдите к нему.

  • Весёлый снеговик – вы очень старались, у вас всё получилось.
  • Серьёзный – вы старались, но немного что-то не получилось.
  • Грустный – вы отвлекались на уроке.

4) - Вы молодцы! Спасибо спасибо за урок!