Тип занятия: Занятие систематизации и закрепления знаний.
Цель: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний о малых жанрах фольклора у обучающихся, развития у школьников интереса к чтению.
Задачи:
- Образовательные: создание условий для развития интереса к чтению, духовной потребности в книге; работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
- Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, уважения и взаимопомощи, любви к родному языку;
- Развивающие: развивать навыки чтения, умения грамотно строить речевые высказывания, вести диалог; развивать умения работать в паре, оценивать себя и других; развивать умения работать с информацией.
Планируемые результаты:
- Личностные: расширение кругозора; повышение общего культурного уровня; формирование навыков работы в паре; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Метапредметные:
- познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; знать особенности каждого жанра, умение отвечать на поставленные вопросы, находить информацию, используя справочный аппарат книги;
- коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдать правила общения; работать в паре;
- регулятивные – определять тему и формулировать цель занятия с помощью учителя; работать по предложенному плану.
- Предметные: обучающиеся научатся различать жанры устного народного творчества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация с песней «Волшебный цветок», книги с произведениями фольклора, карточки – лепестки для создания цветка.
Применяемые образовательные технологии: групповая, информационно-коммуникативная, игровая, проблемная.
Методы и формы обучения: «облако мыслей», «корзина идей», кластер – цветок, фронтальный опрос, работа в парах.
Ход занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности (орг.момент) |
Приветствует детей: |
Здороваются с учителем, настраиваются на работу. |
Метапредметные: |
Актуализация знаний |
Звучит песня «Волшебный цветок». |
Слушают учителя, воспринимают информацию, анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют тему и цель занятия. Устное народное творчество |
Регулятивные: Коммуникативные:
|
Постановка учебной задачи. |
- Какое время года сейчас? К нам облако мыслей прилетело. Определите тему и задачу нашего занятия. |
Осень.
Фольклор – «живой цветок народной мудрости». Задача – найти произведения фольклора и собрать цветок. |
Регулятивные: Коммуникативные: |
«Открытие» нового знания (построение проекта решения учебной задачи) |
- Работать будем в парах. Каждая пара получает лепесток (прибаутки, потешки, загадки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки, колыбельные песни). На нем вы найдете название одного из жанров фольклора. Вам необходимо, вспомнить, что это за жанр, и, используя представленную литературу на книжной выставке, подобрать по два произведения. |
Слушают, воспринимают информацию, размышляют, отвечают на вопросы.
- По названию книги, по оглавлению. |
Регулятивные: Коммуникативные: |
- Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в парах. «Корзина идей». | Работать дружно, сообща. При разговоре смотреть на собеседника. Говорить тихо, чтобы не мешать соседней паре одноклассников. Говорить по очереди, спокойно, только по делу. Называть товарища по имени, внимательно слушать. Проговорить выступление. «Мостик дружбы» |
||
Физминутка |
Под песню «Волшебный цветок» (Музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского) |
Выполняют упражнения |
Личностные: сбережение здоровья, снять усталость. |
Решение учебной задачи |
- Выберите лепесток и приступайте к решению поставленной задачи. |
Работа в парах Каждая пара по очереди представляет результаты своей работы. |
Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: работать по предложенному плану. Личностные: развитие мотивации к познанию, интеллектуальное и духовное развитие личности. |
- Перечислите, какие малые жанры фольклора мы сегодня собрали в «живой цветок народной мудрости»? - Значит, мы составили «цветок народной мудрости малых жанров фольклора». |
Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого выбирается водящий перед игрой. Пословицы и поговорки – краткие мудрые изречения с поучительным смыслом. Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике. Прибаутка – (от баять, то есть рассказывать) - стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребенка. Скороговорка - стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. - Маленькие, малые. |
||
Рефлексия |
- Какую задачу ставили? |
Отвечают на вопросы, рассказывают, приводят примеры.
Выбирают смайлик.
- Читать произведения фольклора. |
Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные: |