Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2-го класса. Тема: «Проект «Живой цветок народной мудрости»

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 2


Тип занятия: Занятие систематизации и закрепления знаний.

Цель: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний о малых жанрах фольклора у обучающихся, развития у школьников интереса к чтению.

Задачи:

  • Образовательные: создание условий для развития интереса к чтению, духовной потребности в книге; работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках; 
  • Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, уважения и взаимопомощи, любви к родному языку;
  • Развивающие: развивать навыки чтения, умения грамотно строить речевые высказывания, вести диалог; развивать умения работать в паре, оценивать себя и других; развивать умения работать с информацией.

Планируемые результаты:

  • Личностные: расширение кругозора; повышение общего культурного уровня; формирование навыков работы в паре; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
    • познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; знать особенности каждого жанра, умение отвечать на поставленные вопросы, находить информацию, используя справочный аппарат книги;
    • коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдать правила общения; работать в паре;
    • регулятивные – определять тему и формулировать цель занятия с помощью учителя; работать по предложенному плану.
  • Предметные: обучающиеся научатся различать жанры устного народного творчества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация с песней «Волшебный цветок», книги с произведениями фольклора, карточки – лепестки для создания цветка.

Применяемые образовательные технологии: групповая, информационно-коммуникативная, игровая, проблемная.

Методы и формы обучения: «облако мыслей», «корзина идей», кластер – цветок, фронтальный опрос, работа в парах.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Приветствует детей:
Прозвенел для вас звонок,
Встали дружно мы в кружок.
Поздоровались учтиво.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (передаем по кругу улыбку).

Здороваются с учителем, настраиваются на работу.

Метапредметные:
настраивание на познавательную деятельность.

Актуализация знаний

Звучит песня «Волшебный цветок».
Есть у русского народа живой цветок, который сказки сказывает, потешает, поет, развлекает, веселит, учит. У этого цветка вместо лепестков - потешки, прибаутки, песенки, загадки, пословицы и поговорки.
- Как все это называется?
- Как вы понимаете значение слов «устное народное творчество?
- В переводе с английского, фольклор – народная мудрость.
Народная мудрость - это ум, знания всего народа. Этот «живой цветок» можно назвать сокровищем народной мудрости.

Слушают учителя, воспринимают информацию, анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют тему и цель занятия.

Устное народное творчество
УСТНОЕ от слова «уста» - «рот», «губы», то, что произносится, а не пишется.
НАРОДНОЕ – принадлежит народу.
ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.

Регулятивные:
слушать, воспринимать и анализировать полученную информацию, делать вывод.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме, строить правильно свою речь, соблюдать правила общения.

 

 

Постановка учебной задачи.

- Какое время года сейчас?
- Порывистый осенний ветер сорвал все лепестки с фольклорного цветка, все фольклорные произведения разлетелись по книжкам. Предлагаю вам их найти и цветок «живой народной мудрости» собрать.

К нам облако мыслей прилетело. Определите тему и задачу нашего занятия.

Осень.

 

 

Фольклор – «живой цветок народной мудрости». Задача – найти произведения фольклора и собрать цветок.

Регулятивные:
слушать, воспринимать и анализировать полученную информацию, делать вывод. Определять тему, задачу занятия.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме, строить правильно свою речь, соблюдать правила общения.

«Открытие» нового знания (построение проекта решения учебной задачи)

- Работать будем в парах. Каждая пара получает лепесток (прибаутки, потешки, загадки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки, колыбельные песни). На нем вы найдете название одного из жанров фольклора. Вам необходимо, вспомнить, что это за жанр, и, используя представленную литературу на книжной выставке, подобрать по два произведения.
- Как определить, есть ли произведения нужного жанра фольклора в книге?
- После выполнения задания, мы соберем наш цветок. Каждая команда расскажет о своем жанре и приведет пример, читая произведения по книгам.

Слушают, воспринимают информацию, размышляют, отвечают на вопросы.

 

 

- По названию книги, по оглавлению.

Регулятивные:
слушать, воспринимать и анализировать полученную информацию, делать вывод.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме, строить правильно свою речь, соблюдать правила общения.

- Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в парах. «Корзина идей».

Работать дружно, сообща.

При разговоре смотреть на собеседника.

Говорить тихо, чтобы не мешать соседней паре одноклассников.

Говорить по очереди, спокойно, только по делу.

Называть товарища по имени, внимательно слушать.

Проговорить выступление.

«Мостик дружбы»

 

Физминутка

Под песню «Волшебный цветок» (Музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского)

Выполняют упражнения

Личностные: сбережение здоровья, снять усталость.

Решение учебной задачи

- Выберите лепесток и приступайте к решению поставленной задачи.
- Давайте соберем «цветок живой народной мудрости» (фольклора).

Работа в парах

Каждая пара по очереди представляет результаты своей работы.

Познавательные:
поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме, строить правильно свою речь, соблюдать правила общения, работать в парах.

Регулятивные: работать по предложенному плану.

Личностные: развитие мотивации к познанию, интеллектуальное и духовное развитие личности.

  - Перечислите, какие малые жанры фольклора мы сегодня собрали в «живой цветок народной мудрости»?
- Значит, мы составили «цветок народной мудрости малых жанров фольклора».

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого выбирается водящий перед игрой.

Пословицы и поговорки – краткие мудрые изречения с поучительным смыслом.

Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.

Прибаутка – (от баять, то есть рассказывать) - стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребенка.

Скороговорка - стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

- Маленькие, малые.

Рефлексия

- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно использовать полученные знания, в каких ситуациях?
- Спасибо за активную работу. Оцените свою работу смайликом. Если вам было все понятно и занятие понравилось, поднимите улыбающийся смайлик. Если у вас задания вызвали затруднения, грустный.
- Ребята, чтобы наш собранный цветок не завял, что надо сделать?
- Предлагаю вам взять книги для чтения с книжной выставки.

Отвечают на вопросы, рассказывают, приводят примеры.

 

 

Выбирают смайлик.

 

- Читать произведения фольклора.

Познавательные:
приобщение к чтению произведений фольклора.

Регулятивные:
осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме, строить правильно свою речь, соблюдать правила общения.

Личностные:
смыслообразование.