Цель: изучить особенности игры «Танграм», рассмотреть её применение.
Задачи:
Образовательная:
- определить фигуры, из которых состоит танграм;
- учить выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка;
- учить конструировать фигуры из деталей танграма;
- мотивация изучения геометрии
Развивающая:
- развитие творческих способностей (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
- развитие зрительного контроля за выполнением своих действий;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Воспитательная:
- способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету;
- воспитание внимания, настойчивости, терпения, аккуратности и правильности в оформлении заданий;
- формирование эстетического наслаждения от выполненной работы.
Оборудование: ноутбук, презентация, цветной картон 10х10, линейка, карандаш, ножницы.
Ход занятия
I. Вступительная часть
- Что вы видите на экране? (геометрические фигуры)
- Сколько их? (Семь)
- Как они называются? (ответы детей)
- Можно ли используя данные фигуры придумать игру-головоломку, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня?
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- У каждой буквы алфавита свой порядковый номер. Расшифруйте слово: 20,1,15,4,18,1,14. (ТАНГРАМ)
Слайд 1. Презентация
II. Основная часть
1) Что такое «Танграмм»?
- Что такое танграм? Ответ мы найдём в Викепедии.
Слайд 2
- Ребята, кто-нибудь из вас слышал о такой игре? (ответы детей)
Танграм — очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.
- Легенда первая: версия про разбитую плитку.
- Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
- Легенда третья: семь книг Тана.
- Легенда четвертая: яньцзиту.
На мой взгляд, вторая легенда, в полной мере отражает всю красоту и мудрость танграма. Послушайте её.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.
2. Как сделать головоломку своими руками.
Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 10х10 см из картона одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Слайд 3
(Дети изготавливают танграм по схеме, используют картон 10х10, карандаш, линейку, ножницы.)
3. Правила игры-головоломки.
Цель игры: создать нужную форму, используя все семь элементов.
Правила игры:
- В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
- При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
- Элементы фигур должны примыкать один к другому.
- Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение.
Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
4. Физминутка.
5. Практическая работа.
Существует множество задач для танграма. Самые простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Используя все 7 элементов танграма (7 танов), плотно присоединяя их один к другому, составим фигуры.
А какие изображения мы будем составлять, вы узнаете, если отгадаете загадки.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком. (Рыбки)
Слайд 4
Их строили три поросёнка (Дома)
Слайд 5
Это что за чудеса:
Ветер дует в паруса?
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывёт … (Корабль)
Слайд 6
6. Творческое задание.
Ребята, каждый из вас индивидуален, но каждый любит нашу планету. Сегодня у вас есть возможность в ходе игры оживить её, придумав и собрав фигуры животных, птиц, рыб, растений. Попробуйте это сделать с помощью онлайн-игры.
Ссылку вы видите на экране.
Слайд 7
А потом выложить бумажные фигурки. Я буду ждать ваши работы в виде скринов и фото.
III. Подведение итога занятия
- С какой игрой мы сегодня познакомились?
- Из каких геометрических фигур она состоит?
- Сколько их?
Слайд 8
Использованные источники информации