Проектно-исследовательская деятельность. Игра-головоломка "Танграм"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: танграм, проектно-исследовательская деятельность, Игра-головоломка


Цель: изучить особенности игры «Танграм», рассмотреть её применение.

Задачи:

Образовательная:

  • определить фигуры, из которых состоит танграм;
  • учить  выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка;
  • учить конструировать фигуры из деталей танграма;
  • мотивация изучения геометрии

Развивающая:

  • развитие творческих способностей (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • развитие зрительного контроля за выполнением своих действий;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Воспитательная:

  • способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету;
  •  воспитание внимания, настойчивости, терпения, аккуратности и правильности в оформлении заданий;
  • формирование эстетического наслаждения от выполненной работы.

Оборудование: ноутбук, презентация, цветной картон 10х10, линейка, карандаш, ножницы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

- Что вы видите на экране? (геометрические фигуры)

- Сколько их? (Семь)

- Как они называются? (ответы детей)

- Можно ли используя данные фигуры придумать игру-головоломку, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня?

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- У каждой буквы алфавита свой порядковый номер. Расшифруйте слово: 20,1,15,4,18,1,14. (ТАНГРАМ)

Слайд 1. Презентация

II. Основная часть

1) Что такое «Танграмм»?

- Что такое танграм? Ответ мы найдём в Викепедии.

Слайд 2

- Ребята, кто-нибудь из вас слышал о такой игре? (ответы детей)

Танграм — очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

  • Легенда первая: версия про разбитую плитку.
  • Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
  • Легенда третья: семь книг Тана.
  • Легенда четвертая: яньцзиту.

На мой взгляд, вторая легенда, в полной мере отражает всю красоту и мудрость танграма. Послушайте её.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.

2. Как сделать головоломку своими руками.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 10х10 см из картона одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Слайд 3

(Дети изготавливают танграм по схеме, используют картон 10х10, карандаш, линейку, ножницы.)

3. Правила игры-головоломки.

Цель игры: создать нужную форму, используя все семь элементов.

Правила игры:

  1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
  4. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
    В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение.

Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

4. Физминутка.

5. Практическая работа.

Существует множество задач для танграма. Самые простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.

Используя все 7 элементов танграма (7 танов), плотно присоединяя их один к другому, составим фигуры.

А какие изображения мы будем составлять, вы узнаете, если отгадаете загадки.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком. (Рыбки)

Слайд 4

Их строили три поросёнка (Дома)

Слайд 5

Это что за чудеса:
Ветер дует в паруса?
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывёт … (Корабль)

Слайд 6

6. Творческое задание.

Ребята, каждый из вас индивидуален, но каждый любит нашу планету. Сегодня у вас есть возможность в ходе игры оживить её, придумав и собрав фигуры животных, птиц, рыб, растений. Попробуйте это сделать с помощью онлайн-игры.

Ссылку вы видите на экране.

Слайд 7

А потом выложить бумажные фигурки. Я буду ждать ваши работы в виде скринов и фото.

III. Подведение итога занятия

  • С какой игрой мы сегодня познакомились?
  • Из каких геометрических фигур она состоит?
  • Сколько их?

Слайд 8

Использованные источники информации

  1. https://oneschool.ru/zanyatie-matematicheskogo-kruzhka-v-6-klasse-po-teme-etot-udivitelnyj-tangram/
  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image&lr=10734&source=wiz&p=24