Этапы урока |
Деятельность учителя |
Организация деятельности учащихся |
I. Организационный момент |
- Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории.
- У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но весь международный этикет, по сути, одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. И сегодня я также желаю вам успехов на уроке и хорошего настроения!
- У каждого из вас на столе находится рабочий лист, в котором есть несколько заданий. Сегодня вы будете работать именно в них.
- Ребята, но кроме этого, на урок я принесла черный ящик, и то, что в нем находится, связано с тем государством Древнего Востока, с которым вы сегодня познакомитесь. |
Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик». |
II. Актуализация опорных знаний |
- Для начала обратим внимание на карту. Я думаю, что вы уже умеете работать с картой, какие стороны света вы знаете?
- А какие древние государства вы уже знаете? |
1. Предполагаемый ответ: север, восток, запад, юг.
2. Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. |
III. Изучение нового материала |
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым государством, которое называется Ассирия. |
|
IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса |
- А сейчас перед нами другая карта, которая показывает территорию Ассирии в разное время. Ребята, какие изменения вы видите?
- Ассирия стала державой!
- Запишите в рабочий лист тему урока. |
Предполагаемый ответ: территория увеличилась в несколько раз.
Знакомство учащихся с темой урока.
Постановка целей урока. |
Местоположение Ассирии |
- Ребята, изучая любое государство на какие вопросы вы, прежде всего, ищете ответы?
- Где находится Ассирия?
- Чем занимаются ее жители?
- Как Ассирия стала державой?
- Почему и как исчезла?
|
Предполагаемые ответы: где находится, когда появилось, когда или почему прекратило свое существование? |
|
- Сначала определите его географическое местоположение. Для этого я предлагаю вам заполнить пропуски в предложениях, используя опорные слова на слайде.
Ассирия располагалась в верхнем течении реки Тигр, на востоке от Средиземного моря, севернее Вавилона
- Итак, мы определили географическое положение Ассирийской державы. Ребята, я думаю, что вы уже слышали слово «держава», ведь нашу страну тоже называют державой, например, в гимне. Как вы считаете почему?
- А как вы понимаете термин держава?
- Откройте учебник на странице 87 в учебнике и сравните определение, данное в учебнике, с названным нами.
- Запишите его в рабочий лист. |
Предполагаемые ответы: большая, сильная, могучая.
Запись в рабочие листы: Держава – это большое и сильное государство.
Предполагаемый ответ: XXVIII в. до н.э.
Предполагаемый ответ: охота, скотоводство.
|
Хронологические рамки существования Ассирийской державы |
- Ребята, когда мы изучаем любое государство, мы обязательно должны определить временные рамки его существования. Обратим внимание на доску. Мы видим линию времени, на ней нанесено несколько дат. Определите время появления Ассирии. |
Предполагаемый ответ: VIII в. до н.э. |
Открытие железа
|
- Откройте учебник на странице 33. Посмотрите внимательно на карту Древнего Востока. Найдем на ней Ассирию, мы уже знаем, где она находится. Заметьте, я не называю ее державой.
- Обратите внимание на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимались жители этой страны?
Обратить внимание на то, что там нет зеленых условных знаков, обозначающих основные районы земледелия.
- Ассирия - горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью она значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата, где и сосредоточены основные районы земледелия. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилон и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля.
- Вернемся к ленте времени. Определите время появления Ассирийской державы.
- Как же ассирийцы смогли создать мощное и сильное государство? Посмотрите, а с каким событием совпадает появление Ассирийской державы?
- Правильно, ребята. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрже, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота.
- Мы выяснили, что освоение железа сделало Ассирию державой, но почему? Ребята, а что изготавливают из железа?
- Предположите, пожалуйста, а как государства Древнего мира могли увеличить свою территорию.
|
Предполагаемый ответ: освоение железа.
Предполагаемый ответ: орудия труда, оружие.
Предполагаемый ответ: завоевания. |
IV. Физминутка для глаз |
- Ребята, сейчас мы будем работать с историческими источниками, а это потребует от нас особого внимания и зрительного напряжения!
- Для начала посмотрим на карту. А сейчас своими глазами мы нарисуем границы Ассирии. Поднимаем глаза вверх, на север, там расположено государство Урарту, поворачиваем глазами на восток – к реке Тигр, опускаем глаза вниз на юг – там Вавилон, поворачиваем на запад – в сирийские пустыни и возвращаемся на север.
- А теперь закрываем глаза, представляем нарисованный нами контур границ государства. Закрасьте его мысленно зеленым цветом, не пропуская ни одного кусочка. |
|
Ассирийское войско
Завоевания Ассирийской державы |
- Ребята, а вы хотите стать настоящими историками?
- Сейчас у вас появится такая возможность! Ведь сегодня вы будете исследовать самые настоящие исторические документы!
- Для этого вам необходимо организовать небольшие группы, сегодня мы будем работать в четверках. Ребята, сидящие на первых партах, разворачиваются к ребятам, сидящих на вторых, ребята, сидящие на третьей парте – к тем, кто сидит на четвертых.
- Напоминаю вам правила работы в группах! Уважайте своих товарищей, умейте слушать и слышать ваших одноклассников, выберите лидера вашей группы, который будет следить за временем, и в конце работы будет представлять то, что у вас получится. Как только данное вам время закончится, все заканчивают свою работу, занимают свои места и внимательно слушают выступление своих одноклассников!
- На столе у каждой группы есть конверт, в котором есть исторический документ и опорные слова. Ваша задача – внимательно его прочитать и из предложенных слов, выбрать те, которые относятся именно к вашему документу! Как только вы справитесь, я предлагаю лидеру группы выйти к доске, закрепить их и рассказать остальным ребятам, почему вы выбрали эти слова и объяснить их значение! Не забываем о том, что ваш ответ должен быть полным!
- Остальным мини-группам я предлагаю оценить работу ваших одноклассников, подняв жетоны, которые лежат у вас на партах. Вы поднимаете их, как только один из ваших одноклассников закончил свое выступление. Зеленый цвет будет означать, что все отлично, и вы узнали что-то новое для себя, желтый – вы узнали новую информацию, но вам требуются некоторые разъяснения, красный – вы не совсем поняли и вам требуется помощь.
- На всю работу я даю вам ровно 7 минут. Лидеры, не забываем следить за временем!
- Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. Ассирия стала державой, благодаря сильному войску – пехоту и коннице, вооруженными копьями и щитами, панцирями из металлических пластинок, благодаря новым военным методам – катапульте и тарану, которые использовались при осаде городов, кожаному мешку. Ассирия значительно увеличила свою территорию за счет завоеваний соседних стран – Египта, Урарту, Палестины и Иудеи. Из военных походов ассирийцы привозили много военной добычи и пленников. |
Ребята работают в группах. По мере готовности выходят к доске и закрепляют опорные слова, составляя кластер.
Оценивают работу групп. |
V. Физминутка двигательная |
- Ребята, а теперь я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими ассирийскими войнами. Им помогали не только оружие, но сила и выносливость. А чтобы быть сильными и выносливыми они видимо делали упражнения.
- Перед боем войны совершали молитвы и обращались к небу – поднимаем руки вверх, затем они оправлялись в военные походы – шагаем на месте, они стреляли из лука влево, вправо (изобразить характерные движения), чтобы пользоваться колесницами, войнам нужно было уметь сохранять равновесие – стоим на одной левой, затем на одной правой ноге. Еще ассирийские войны иногда переправлялись через бурные реки – изображаем плавание.
- Спасибо, я вижу, что вы очень сильные и выносливые, присаживайтесь. |
|
Сокровища Ассирийской державы |
- А мы продолжаем. И у нас остался последний вопрос. Ассирийские цари, полководцы и войны по своей жестокости превосходили все остальные древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии – Ниневию – называли логовищем львов и городом крови. Но Ассирия славилась не только военными завоеваниями, но и культурными достижениями.
- До нас дошло имя царя, который превратил Ассирию в империю - Ашшурбанипал. Для своего времени он был очень образованным человеком, владел несколькими языками, обладал математическими и астрономическими познаниями. Изучал государственные дела и преуспел в строительстве. Именно при нем была построена знаменитая библиотека, носящая его имя.
- Но великая держава просуществовала совсем недолго, покоренные народы не могли выносить необычайной жесткости ассирийцев и поднимались на борьбу против них. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н. э. столица Ниневия была осаждена и сожжена.
- А знаменитая библиотека уцелела. Книги, а вернее таблички, которые в ней хранились, были сделаны из глины. А они не горят, а становятся только прочнее после обжига. |
|
VI. Подведение итогов урока |
- Вернемся к целям нашего урока.
- Где находится Ассирия?
- Чем занимаются ее жители?
- Как Ассирия стала державой?
- Почему и как она исчезла?
- Мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока. И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Обратимся к нашим рабочим листам. Перед вами исторический текст, в котором есть пропущенные слова. Ваша задача – заполнить пропуски. Слова, которые следует вставить, расположены чуть ниже текста.
- А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд.
- Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы.
- В конце урока вы сдадите мне рабочие листы, я передам их вашему учителю, который и проверит ваши работы.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к нашему черному ящику. Напоминаю вам, что в нем находятся два предмета, которые характеризуют Ассирийскую державу. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие, и ассирийская армия стала самой сильной в мире. Как вы думаете, что это? |
Ребята отвечают на вопросы.
Ребята работают с текстом.
Проверка и самооценка.
Предполагаемые ответы: железо и глина. |
VII. Домашнее задание |
- Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: параграф 13, отвечать на вопросы после параграфа. И я предлагаю вам следующее домашнее задание на выбор: Написать мини-сочинение на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?» или выполнить рисунок на эту же тему. |
Ребята записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия |
- А сейчас мы отправимся в путешествие на машине времени в Древнее Двуречье. Его жители пользовались особым письмом – клинописью. Писали они специально заостренной палочкой на мягкой глине, которую затем обжигали в печи.
- Я предлагаю вам сохранить свои впечатления от нашего урока на вот такой импровизированной глиняной табличке. Наши таблички уже обожжены, поэтому для написания мы воспользуемся фломастером.
- Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл.
- Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл.
- Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл.
- Когда вы справитесь с этим, оставьте мне вашу глиняную табличку. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений. |
Ребята изображают смайлы. |