Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Задачи:
- познакомить ребят с понятием настроение;
- побудить стремление к познанию своего собственного настроения;
- сформировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.
Возрастная категория: 9-12 лет.
Ход занятия
1. Приветствие по теме: «Создай себе настроение»
Здравствуйте, меня зовут Ольга Алексеевна, я работаю психологом в нашем учреждении. Сегодня мы будем общаться с вами на тему: «Создай себе настроение».
Прежде всего, давайте поговорим о правилах в группе:
- 1 правило - чем больше каждый из вас проявляет активность, участвует в групповой работе, тем эффективнее будет наше занятие;
- 2 правило - правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый высказывает своё личное мнение;
- 3 правило - не перебиваем друг друга. Если хотите, что-то сказать поднимаем руку, и Вам представится возможность ответить.
Каждый может выразить свои чувства, мнения; - 4 правило конфиденциальности – рассказывать после тренинга о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы кому-то неприемлемо с точки зрения этики.
Тому, кто нарушит наши общие правила, нужно либо станцевать, либо попрыгать на одной ноге, либо рассказать стишок…..
Всем понятно? Приступаем?
2. Упражнение на знакомство (5 минут)
Цель: знакомство с группой, обучение навыку давать позитивную самооценку.
Инструкция: «У меня в руках мяч. Я бросаю его одному из участников. Тот, кто поймал мяч, называет своё имя и одно позитивное, то есть положительное качество, начинающее на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный..», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…»
- Вот мы с вами какие! (улыбаюсь).
3. Мозговой штурм (10 минут)
Цель: побудить стремление к информации о настроении и познанию своего собственного настроения.
Инструкция: все знают, что такое мозговой штурм? Сейчас каждый из вас должен быстро ответить на вопрос, начнем с …….. (первого или правого участника).
Вопросы:
- Что такое настроение? (слушаем ответы детей, после записываем на ватмане или доске толкование слова из толкового словаря Ожегова: “Настроение – это внутреннее душевное состояние человека”).
- Каким оно бывает? (после ответов детей, записываем на ватмане или доске варианты ответов, или заранее подготовленные карточки в 2 группы):
Бодрое, радостное, весёлое, активное, деловое, отличное, праздничное, нормальное, спокойное, чудесное.
Грустное, унылое, тревожное, беспокойное, сердитое, тоскливое, хмурое, подавленное, ужасное, печальное, мрачное.
Почему я разделила настроения на две группы? Какая из них вам больше нравиться? (слушаем ответы детей, разделила я их потому что в первой группе собраны положительные виды настроения, а во второй группе собраны негативные. Иногда можно побыть грустным, печальным, но нельзя постоянно находиться в таких разрушительных состояниях.
- Обратите внимание, у каждого из вас на парте листок (см. приложение 1), вам нужно отметить свое душевное состояние, ваше настроение именно сейчас, внимание заполняем только верхние картинки.
4. Упражнение-разминка «Передай настроение» (10 минут)
Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Инструкция: Давайте встанем в круг. Сейчас я скажу «на ушко» С….. (психолог наклоняется к рядом стоящему ребенку и шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать – веселое, грустное, удивление и т.д.). Теперь ты должен передать с помощью мимики и жестов эту эмоцию следующему, не разговаривая, а тот, должен передать следующему, и так по всему кругу (когда круг завершен, психолог спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил»).
Обсуждение:
- Кому было трудно распознать настроение друга? Почему?
- Кто лучше всего передал настроение?
5. Информационный блок (7 минут)
10 советов как поднять себе настроение
- Скушать что-нибудь вкусное. Особенно благотворно воздействую на нервную систему продукты, содержащие "гормон оптимизма": клубника, бананы, ананас, грецкие орехи, фундук, арахис, овсянка, какао и шоколад.
- Сон. Очень часто, плохое настроение бывает из-за недосыпания и усталости.
- Можно расчесывание волосы в течение 10-15 минут. Эта процедура помогает “разогнать” кровь и расслабить мышцы.
- Потереть ладони. Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе.
- Позвонить другу, подруге, приятному для вас человеку с которым можно поболтать "не о чем". Легкое общение на приятные темы, обсуждение сплетен, новостей поднимет настроение.
- Подойти к зеркалу, улыбнуться себе. Выпрямить спинку, развернуть плечи. Приподнять голову и сказать себе "я самая обаятельная и привлекательная"! (или обаятельный и привлекательный).
- Займитесь спортом. Если тело будет в тонусе, то и душа не сможет быть иной. "В здоровом теле здоровый дух". Бассейн, танцы, йога, шейпинг, утренняя пробежка – выберите занятие по душе.
- Посмотреть любимый фильм или почитать книгу. Сесть дома на уютный диванчик или сходит в кинотеатр, запастись попкорном и провести приятные минуты в обществе киногероев. Иногда хочется то ли новой информации, то ли чего-то интересненького или просто "отключиться" от мира. Фильмы, книги, компьютерные игры - все подойдет. Главное не злоупотребляйте. Помните: делу время, потехе час.
- Общение с домашними животными. Домашние любимцы хорошо могут успокоить и поднять настроение. Погладьте вашего питомца, поиграйте с ним – настроение изменится.
- Музыка, танцы. Если хотите расслабиться поставьте спокойную мелодию, если взбодриться – энергичную. При помощи звуков мы можете управлять своим настроением. Для улучшения настроения специалисты советуют также слушать классику: Моцарта, Бетховена. Помни плохое настроение – это временно.
6. Упражнение «Почувствуй своё настроение» (5 минут)
Цель: сформировать представление о том, что наше настроение — не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий. Развитие навыка «существование в настоящем».
Инструкция: «Давайте представим, что мы сидим на жестком стуле, съели дольку (или весь) очень кислого лимона, льет сильный дождь, мы с вами дрожим от холода и от пронизывающего ветра. Будет ли у вас хорошее настроение? (слушаем ответы детей).
А теперь давайте представим, что мы с вами находимся, например, в Сочи, около бассейна, в который собираемся скоро прыгнуть, погода чудесная, но сидим на удобном лежаке, пьем любимый напиток или едим мороженое, вокруг нас наши лучшие друзья, родные.
Обсуждение:
Какое у вас сейчас настроение?
У кого-то улучшилось?
Хотя посмотрите – у нас с вами не произошло никаких изменение – мы до сих пор находимся в центре!!! Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение».
7. Игра: «Веселые белые мишки» (5 минут)
Цель: создание положительного эмоционального фона, активизация двигательной активности ребенка.
Инструкция: «Давайте теперь встанем со своих стульев. Мне нужны три человека (выбираем игроков), вы у нас будете «веселые белые медведи», беретесь за руки. Задача «веселых белых мишек» замкнуть цепочку вокруг остальных участников «грустных пингвинов». Пойманный «грустный пингвин» становиться «веселым белым медведем. Все готовы?»
Обсуждение:
Кого ловили дольше всего?
Когда вас поймали «веселые медведи», почувствовали себя радостнее?
8. Резюме ведущего
Сегодня мы с Вами на занятии говорили о том, что такое настроение, как оно проявляется, пробовали передавать настроение друг друга, также научились чувствовать своё настроение и можем частично его контролировать. Теперь нам с вами знакомы секреты улучшения настроения.
9. Упражнение на завершение «Моё настроение» (3 минуты)
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.
Инструкция: «Пожалуйста, заполните листочек (см. приложение 1) с картинками вашего душевного состояния, отметьте ваше настроение именно сейчас после проведенного занятия и ответьте на несколько вопросов:
- Давайте сравним картинки: изменилось настроение? У кого-то улучшилось?
- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?
- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»
10. Завершение занятия
Комплимент: «Вы сегодня все были молодцы, мне очень приятно было с Вами работать, спасибо Вам за активное участие. Всего Вам доброго!».
Список используемой литературы
- Грецов А.Н. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006, - 44 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2000.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.