Цель:
- развитие умения распознавать свои эмоции;
- знакомство с техникой выражения чувств «Я-высказыванием».
Оборудование: карточки с названием эмоций и состояний, таблица-плакат со схемой «Я-высказывания», карточки с ситуациями, мяч.
Время: 35-40 минут.
Ход занятия
1. Организационный момент. Ритуал приветствия
– Я рада вас видеть. Сегодня мы снова будем разговаривать, играть, размышлять о том, как мы общаемся друг с другом.
2. Разминка
Упражнение «Абракадабра». Участники группы разбиваются на пары. Оставшийся без пары (или ведущий при четном количестве) становится водящим. Правила: по команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например: «Спина к спине!» - партнеры в парах соприкасаются спинами. «Правая ступня к правой ступне!» - надо быстро выполнить эту команду. Если водящий произносит слово «Абракадабра!» - нужно поменять партнера и образовать новую пару. Водящий тоже находит себе пару, а его место занимает свободный участник.
Упражнение «Комплимент» с мячом (участники говорят друг другу комплименты, перебрасывая мяч)
- Сделаем еще одно упражнение, которое нам даст подсказку, о чем мы сегодня мы будем говорить.
Упражнение «Повтори по-разному». Участники нужно вытянуть карточку с названием эмоции (состояния) и сказать «Здравствуй!» с обозначенной на карточке интонацией. Остальные участники отгадывают, с какой эмоцией (из какого состояния) это сказано.
3. Основная часть
Наш разговор посвящен тому, что мы чувствуем себя в разных ситуациях и как мы выражаем свои чувства. Вопросы участникам:
- Как можно выразить свои чувства?
- Что происходит, если мы никак их не выражаем?
- Можно ли, не обижая другого, выразить то, что на душе?
Резюме ведущего: Мы испытываем разные чувства в разных ситуациях: приятные для нас (радость, счастье, воодушевление, интерес) и не самые приятные (ярость, злость). Иногда люди отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Некоторые, наоборот, выплескивают свои чувства на других - в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.
Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».
|
ЧУВСТВО |
|
ДЕЙСТВИЕ |
|
ПРОСЬБА |
Я |
Чувствую обиду |
Когда ты |
Не выполняешь обещания |
и я хочу |
Чтобы ты держал свое слово |
злюсь |
опаздываешь |
Чтобы ты приходил вовремя |
|||
волнуюсь |
Не звонишь |
Чтобы ты мне звонил вечером |
- А теперь предлагаю вам потренироваться строить «Я-высказывание», используя таблицу.
Упражнение «Я-высказывание» (в парах)
Упражнение происходит в два этапа.
- Пара вытаскивает карточку с ситуацией. Один участник пары зачитывает ситуацию, второй дает по ней «Ты-высказывание», происходит обсуждение, что чувствует тот, кому так ответили?
- Затем происходит тренировка с «Я-высказыванием» с обсуждением чувств, как это слышится партнеру? Есть ли разница с предыдущим вариантом?
Ситуации на карточках:
- Твой брат взял твою любимую чашку и разбил ее. Что ты скажешь брату?
- Твоя мама сравнивает твои успехи в школе с одноклассниками, считает, что они учатся лучше. Что ты скажешь маме?
- Ты – капитан команды. Игрок твоей команды не соглашается с твоим предложением. Что ты скажешь ему?
- Ты договорилась встретиться с подругой у школы, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что ты скажешь подруге?
- Твоя сестра взяла без спроса твою любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что ты ей скажешь?
- Твои друзья ушли в кино без тебя. Что ты им скажешь?
4. Рефлексия
- Что понравилось?
- Что было трудно?
- Что нового узнали, поняли? Что хочется сказать?
5. Прощание: «Рукопожатие по кругу»
Литература
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2007.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2005.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003.