Полоролевое воспитание обучающихся кадетских корпусов как составляющая нравственного воспитания

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: кадеты


Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения подростка в мир человеческих отношений, является полоролевое воспитание. Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики. Известный практик педагогики З.Г.Костяшкин подчеркивал: «Полоролевое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».

Исследователями понятие «полоролевое воспитание» рассматривается с различных сторон, в частности, как:

- часть социально-нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем (Е.А.Аркин, Д.В.Колесов);

- процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола (З.Г.Костяшкин, А.Г.Хрипкова);

- освоение роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган);

- педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации (М.А.Радзивилова, Л.И.Столярчук).

Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение следующих задач:

- формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;

- создание целостного позитивного «образа Я» (мальчика/девочки);

- изучение маскулинных и феминных качеств человека;

- обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;

- изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;

- воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности или мужественности;

- формирование эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;

- развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

Анализ психолого-педагогических исследований и реальной образовательной практики свидетельствует о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания. Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию в семье.

Особую роль целенаправленное полоролевое воспитание и просвещение, а также формирование чувств ответственности за себя и других играют в работе с обучающимися кадетских корпусов и суворовских училищ. Их актуальность обусловлена снижением возраста поступающих в кадетские корпуса и суворовские училища. С 2016 года набор на обучение в Омском кадетском военном корпусе приходится на возраст 12 лет. В данном возрасте, в силу особенностей семейного воспитания, опыта общения в младших классах не у всех обучающихся сформированы зависящие от половой принадлежности схемы поведения, установки и интересы, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов.

Решение проблем полоролевого воспитания должно быть тесно связано с общей системой нравственного воспитания. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко являются причиной тяжелых жизненных драм не только в семейной, но и в профессиональной сфере. От установленных в подростковом возрасте взглядов, отношений к противоположному полу зависит дальнейшая жизнь человека.

По словам известного психолога И. С.Кона, первое осознание ребенка самим себя происходит по принципу половой принадлежности, что самым существенным образом влияет на его дальнейшее физиологическое и психическое развитие. Серьезные исследования показали, что для мужского поведения характерны творческая активность, решительность, рассудительность, стремление к соперничеству. Но эти качества в процессе взросления у одних детей теряются, у других, напротив, прочно закрепляются, т.е. социальная среда, целенаправленное воспитание играют в становлении и развитии психологического пола не меньшую роль, чем генетика.

Полоролевое воспитание, в отличие от психосексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания. Оно включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности. Полоролевое воспитание обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.

Культуросообразный подход к содержанию и технологиям полоролевого воспитания обусловливает необходимость его осуществления на базе общечеловеческих и полоролевых ценностей. Многие исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте и до середины подросткового возраста начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской», мир. В это время у ребенка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.

А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский, основываясь на собственном педагогическом опыте работы с детьми, подчеркивали, что в группе, где мальчики мужественные, у девочек легко воспитать женственность. И наоборот, женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков.

Опыт многих школ показал, что при обучении в однополом коллективе, мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных детских коллективах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что были способны. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает – под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.

Важной задачей этого этапа является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Взаимоотношения с каждым человеком должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее. Поскольку представить и рассмотреть все индивидуальные черты личности невозможно из-за их многообразия, в формировании взаимоотношений следует остановиться на общих. Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, реализуемых в процессе полоролевого воспитания.

Целью следующего этапа в полоролевом развитии человека, который начинается с 13 лет, является формирование у обучающихся основ половой культуры: знаний о психофизиологических особенностях представителей обоих полов, понимания традиционного для национальной культуры образа мужчины и женщины, представлений о социально одобряемых качествах мальчиков-юношей-мужчин и девочек-девушек-женщин; о жизненном предназначении мужчин и женщин, их месте и роли в историческом процессе и современном обществе; принятия своей половой роли и готовности к ее исполнению. На первый план полоролевого воспитания подростков выходят нравственно-эстетические, психологические проблемы. Особое значение приобретает формирование нравственно-эстетических идеалов мужской и женской красоты, выбора объекта любви, форм поведения и внешнего облика, сознание долга и ответственности в половых отношениях, знания из области этики и психологии семейной жизни.

Содержание полоролевого воспитания базируется на различных видах деятельности. В учебном заведении полоролевое просвещение реализуется в учебно-воспитательном процессе. Спектр преподаваемых предметов в образовательном учреждении предполагает изучение вопросов, связанных с нравственно-половым воспитанием. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятие об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно-эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы, любви с помощью искусства становится для них объективным стимулом к самосовершенствованию.

Большие возможности осуществления полоролевого воспитания предоставляются во внеклассной и внеурочной работе с обучающимися. В воспитательные планы образовательного учреждения должны быть включены вопросы нравственно-полового воспитания. Для среднего звена образовательных учреждений, комплектация которых осуществляется на основе гендерного подхода, ведущими формами работы должны стать беседы, посещение тематических выставок, классные часы, уроки нравственности, уроки здоровья, беседы-консультации компетентных специалистов. Для старшего звена - экскурсии в медицинские учреждения, работа с медико-психологической и социально-психологической службами, лекции с просмотром и обсуждением учебных фильмов, дискуссии и диспуты на темы нравственности, морали, ответственности за свои поступки, проблем взаимоотношений между полами.

Успешное полоролевое воспитание возможно при условии приобщения подростков к ценностям мировой и национальной культуры, содержательно раскрывающих нравственно-психологическую и социальную сущность таких понятий, как пол, любовь и взаимоотношения полов. Важным условием его успешности должна быть и работа с педагогическим коллективом и родителями.

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Электронный ресурс] / В.В.Абраменкова. – Режим доступа: http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031.
  2. Акенкин, А.В. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: материалы Всерос. научно-практ. конф. / под ред. С.Н.Крыгиной, Н.Н.Крыгиной, О.А.Копцевой. – Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2001. - 224 с. : табл.; 21 см.; ISBN 5-86781-126-3. В надзаг.: М-во образования Рос. Федерации. Магнитог. гос. ун-т, Администрация г. Магнитогорска, Упр. образования гор.администрации, Каф. психологии развития личности, 2001. - 215 с.
  3. Аналитический доклад. Молодежь Новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Социологический журнал Соц.Ис Москва – 2007 г. 143 стр. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Molodezh.pdf
  4. Базарный, В.Ф. Негативные последствия бесполого образования // Дитя человеческое. Психифизиология развития и регресса. — М., 2009. — С. 212—226. — 328 с.
  5. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб.пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2008. – 314 с.
  6. Виноградов, Н.А.Микляева, Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012.
  7. Гендерное образование.учеб. пособ. / под. ред. Л.И.Столярчу.