Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест.
В своей работе я использую технологию Веб-квест. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде - организовать грамотную работу обучающихся в Интернете, сформировать ключевые компетентности обучающихся. Веб-квест – это продукт совместной деятельности учителя и обучающихся. Результатом работы с веб-квестом является публикация минипроектов обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет).
Веб-квест имеет определенную структуру:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео- и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Роли. Обучающимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
- использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащиты и защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
На уроках математики я провожу веб-квесты при повторении материала: у каждой мини-группы обучающихся задание найти интересную информацию о каком-либо объекте, затем представить эту информацию остальным на аукционе данных. Примером веб-квеста стала работа обучающихся 11 класса «Первые шаги в пространств». Обучающиеся справились с целью веб-квеста:
- более углубленно изучили данную тему путем поиска информации, оставшейся за страницами учебника геометрии, и рассмотрели практико-ориентированные задачи;
- создали веб-ресурс, который поможет учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ;
- расширили свой кругозор, научились работать в команде.
При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты: презентации, доклады, страницы в Интернете. Обучающиеся учатся сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения, что и способствует стремлению к самообразованию и реализации своих способностей, т.е. ученик может отвечать требованиям, предъявляемым к современному школьнику: умению самоопределяться; умению самопрезентоваться; умению работать в команде; умению брать на себя ответственность.
Таким образом, используя веб-квест, обучающиеся учатся добывать знания самостоятельно, выстраивать работу по алгоритму; приобретают навыки, используя различные виды деятельности, такие, как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы; в процессе работы поставлены в ситуацию выбора роли, темы, ресурсов; учатся пользоваться различными информационными источниками: материалами учебника, ресурсами, размещенными в Интернете. Я считаю, что веб-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету.