Посвящено композитору XX–XXI века Александре Николаевне Пахмутовой в связи с 90-летним юбилеем
Цель: пропаганда патриотических и духовно-нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
- формирование гражданско-патриотического отношения к Родине ее истории, культуре, традициям;
- сохранение преемственности поколений, памяти о великих людях России;
- повышение интереса учащихся к творческой деятельности;
- привлечение учащихся к работе с различными источниками информации;
- формирование навыков представления результатов своей деятельности;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
1. Вступительное слово
Учитель: Каждая эпоха рождала свои песни. Они, по определению композитора Микаэла Таривердиева, создавали музыкальный портрет времени.
10 ноября 2019 года в Большом театре состоялся юбилейный вечер композитора Александры Николаевны Пахмутовой. Звучали лучшие песни композитора в исполнении именитых и молодых артистов. Никогда не скажешь, что этой невысокой , подтянутой , вечно молодой, с лучезарной улыбкой женщине 90 лет. В зале было много гостей. Среди них спортсмены, космонавты, люди самых разных профессий. Это не случайно, потому что ее песни — это история нашей страны. Юбилей композитора показал, что время не старит ее песни, и они по-прежнему находят горячий отклик в душах людей. Сейчас на концертной эстраде звучит огромное количество песенных шлягеров, и жизнь многих из них, как правило, очень коротка. Даже став «хитом», та или иная песня вскоре сойдет со сцены, уступив место другой. Сколько их, «песен-однодневок», обреченных на забвение! И поэтому, когда встречаешьсяв искусстве с таким феноменом, как музыка Александры Пахмутовой, хочется узнать о личности композитора, понять причину феерического успеха ее музыки, ответить на вопрос: «Почему песни, написанные А.Н.Пахмутовой много лет назад, не стареют и по-прежнему любимы?»
Представление проекта учащимися.
Первая группа. «Детство»
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Там сейчас стоит постаревший от времени и пережитого дом, где жила большая и необыкновенно дружная семья Пахмутовых. Огромное влияние на формирование характера, склонностей Али оказала музыкальная одержимость ее отца – Николая Андриановича Пахмутова. По вечерам он нередко ходил в бекетовский клуб, где показывали сперва еще немые кинофильмы, садился за пианино и импровизировал, «озвучивая» их. Самостоятельно он выучился бегло играть. Исполнял вальсы Шопена, сонаты Бетховена, фрагменты классических симфоний. Земляки любили его игру и нередко вечерами говорили друг другу: «Пойдем Пахмутова послушаем.»
Александра Николаевна и ее близкие вряд ли помнят точно, когда впервые она прикоснулась к клавишам пианино. Музыка вошла в ее детство, пожалуй, даже раньше чтения. Девочка с трех лет принялась усердно импровизировать. Руки тянулись к клавишам, чтобы подобрать, услышанное ею в исполнении отца, мелодии из кинофильма «Дети капитана Гранта», «Веселые ребята», «Волга-Волга». Аля полюбила эти песни, они вошли в ее сознание одновременно с большой классической музыкой. В пять лет она уже сыграла для публики свою первую фортепианную пьесу «Петухи поют». В семь - начала заниматься музыкой всерьез: сначала с отцом, а затем в сталинградской городской музыкальной школе, куда мама Мария Андреевна возила ее на поезде за 18 километров, по 2-3 раза в неделю. В 9 лет Аля вместе с отцом выступила в бекетовском клубе на вечере в честь памяти В.И.Ленина. Отец и дочь Пахмутовы сыграли в четыре руки первую часть соль минорной симфонии В.А.Моцарта. 22 июня 1941 года в сталинградском городском театре был назначен утренний концерт лучших учеников музыкальной школы. Он начался в 10 утра и одной из первых, с пьесами собственного сочинения, выступила ученица 4-го класса Александра Пахмутова. А в 12 часов утренник был прерван правительственным сообщением по радио: началась война. В Караганде, где жила эвакуированная семя Пахмутовых, Аля упорно настаивала на продолжении прерванных занятий музыкой. Но рояля нет, и его почти на полтора года заменяет аккордеон.
Вторая группа. Юность. Годы учебы в Москве
Приехали из эвакуации в 1943 году. Отец собирался в командировку в Москву, и Аля упросила его взять с собой. Она давно мечтала поступить в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Здесь учились музыкально одаренные дети. Комиссия педагогов, прослушав девочку, написала свое заключение: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников попродвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приняли в ЦМШ. В 1945 году на экраны страны вышел документальный фильм «Юные музыканты». Для съемок в фильме были отобраны лучшие ученики. В их число попала и Александра Пахмутова.
…Невысокая девочка с косичками села за рояль и сыграла среднюю часть своей сонатины для фортепиано. Это и была самая первая встреча композитора со своими слушателями.
Весной 1948 года на выпускном экзамене по специальности она получила «отлично», а осенью того же года Пахмутова становится студенткой композиторского отделения Московской консерватории. Она занимается в классе у замечательного педагога, одного из крупнейших мастеров советской музыки профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В.Шебалин был одним из первых, кто обратил внимание на песенную «склонность» А.Пахмутовой. В 1953 году, когда в консерватории проходил конкурс на лучшую песню к Дню Советской Армии, жюри присудило первую премию студентке 5-го курса А.Пахмутовой за «Походную кавалерийскую» на стихи Юлии Друниной. А через несколько месяцев Государственная комиссия в своих документах записала: «А.Н.Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению на отлично». Были представлены:
1. Кантата на стих А.Твардовского «Василий Теркин»;
2. Симфоническая сюита в 4-х частях;
3. «Походная кавалерийская» - массовая песня.
Третья группа. «В Сибирь, за песнями!»
Начинаются годы великих строек – гидроэлектростанций на Ангаре и Енисее, ЛЭП, освоение целины и космического пространства, рождение новых отраслей науки и техники. По зову партии и комсомола поднимались люди, покидали обжитые места. Ехали интересные, мыслящие, молодые люди. На пустых местах строили космодромы, плотины ГЭС, заводы, дороги, города. Концертная бригада: композиторы А.Пахмутова, Ю.Чичков, поэты С.Гребенников и Н.Добронравов, певец И.Кобзон отправляются по городам и новостройкам Сибири. Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье, Улан-Уде… Люди, с которыми встречается творческая группа, в большинстве своем очень молоды. Они совершают трудовые подвиги и живут обыкновенной человеческой жизнью – любят, дружат, расстаются, ссорятся, радуютсябольшому человеческому счастью. Они разные, но в чем-то очень схожие.
Поездка была трудной: она проходила в «глубинке» и, естественно, без удобств и отсутствии дорог. Но ее участники были вознаграждены впечатлениями от знакомства с природой Сибири, от радостных встреч с людьми, своими руками созидающие и настоящее и будущее страны, о которых мы с уважением говорим: «Они были первыми».
Творческий итог поездки – цикл «Таежные звезды» (1962-1963). В тринадцати песнях этого цикла развернута широкая панорама чувств, мыслей, умонастроений и мечтаний молодежи, строящей новые города и электростанции, молодежи, завоевывающей Завтра своей страны на самом переднем крае… Цикл задуман для исполнения профессионалами. Но многие его песни – «Звезды над тайгой», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Письмо на Усть-Илим», «Девчонки танцуют на палубе» - часто распеваются в любительской среде.
Четвертая группа. «О людях самых героических профессий»
Поездка Александры Пахмутовой и двух ее постоянных соавторов-поэтов С.Гребенникова и Н.Добронравова на Краснознаменный Северный флот в Мурманскую область, их знакомство с жизнью отважных моряков принесли композитору и поэтам новые творческие впечатления. Они смогли убедиться, как богат и сложен духовный мир советских моряков – от офицеров, до молоденьких матросов, проходивших на морских судах и подводных лодках срочную службу. Пять песен, написанных Пахмутовой, составляют цикл, но могут исполняться отдельно: «В море идут катера», «Усталая подлодка», «Верю тебе, капитан!», «Море стало строже», «Мужеству жить!».
1965-1966 годы - пора работы над циклом песен «Обнимая небо». Александра Николаевна посвятила его советским летчикам – их труду, который нередко равнозначен подвигу. Композитор рассказывает, что замысел этот возник после знакомства с летчиком-испытателем Героем Советского Союза Георгием Константиновичем Мосоловым. В циклвошли четыре песни – «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты», «Нежность» и «На взлет!».
Песня «Обнимая небо» сочетает в себе волевой марш и лирический монолог. В припеве стихи все время обращены к любимой, оставшейся на земле и ждущей:
Если б ты знала, если б ты знала
Как тоскуют руки по штурвалу!
Лишь одна у летчика мечта -
Высота, высота.
Самая заветная мечта –
Высота, высота…
Особую ценность в этом цикле представляет новая по жанру, близкая романсу песня «Нежность». С первых же своих исполнений эта песня стала шлягером.
Пятая группа. «Созвездье Гагарина»
Новым значительным творческим достижением Пахмутовой явился вокальный цикл, написанный на слова Н.Добронравова и посвященный первому советскому космонавту.
С Юрием Гагариным их объединил взаимный человеческий интерес друг к другу, который привел к большой сердечной дружбе. Очень много личного внесли авторы в цикл песен «Созвездье Гагарина». Созданные при жизни и после гибели героя, песни рассказали о первом космонавте – человеке, друге, сыне, патриоте – значительно больше, чем книги и статьи, посвященные ему. Д.Б.Кабалевский писал после премьеры цикла: «Созвездье Гагарина – не просто музыка и стихи – это памятник…Да, первый и до сих пор единственный музыкальный памятник прославленному герою»… Пять песен цикла объединены единым замыслом: образ летчика-героя, покорителя просторов Вселенной, подан здесь в разных ракурсах, в сопоставлениикак бы разных граней характера, настроений, свойственных и ему лично, и всему Племени Отважных. Обрамляют цикл песни «Запевала звездных дорог» (№1) и «Созвездье Гагарина» (№5). Оба сочинения воплощают волевые качества героев Космоса.
Песням придан энергичный маршевый характер. Лирическую середину цикла составляют произведения, посвященные образу Гагарина – человека. «Знаете, каким он парнем был!» - рисует облик космонавта: его человеческое обаяние, веселый нрав, мальчишеский задор, умение смеяться и шутить, нежно и преданно любить людей, дружбу, справедливость. И еще – о том, что со смертью героя не кончаются основанные им традиции покорения Космоса. Как клятву будут повторять новые поколения космонавтов гагаринские слова «Поехали!», сказанное перед стартом в Космос…
Он сказал: «Поехали»,
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей…
Эти строчки припева сразу же создали песне широкую популярность.
Шестая группа: «Не забывайте грозные года»
Великой Отечественной войне, героям Сталинградского сражения посвящаются такие песни, как песня – сказ «На Мамаевом кургане» (на стихи Виктора Бокова), «Горячий снег», «Не забывайте грозные года»(на стихи поэта-фронтовика Михаила Львова). Эта тема близка автору музыки, чью жизнь опалила война. И хотя Бекетовка и Сталинград ее детства остались уже в далеком прошлом, песня, как бы возвращает образы событий тех лет, показывает крупным планом страшный лик войны, подвиг победителей, призывает защитить мир на земле. Чувствуется, что авторы знают события и своих героев не понаслышке: темы выношены, выстраданы, композитор и поэт все видели сами, прочувствовали, пропустив увиденное через свое сердце. Так, к примеру родилась песня «Белоруссия»(стихи Н.Добронравова). Она возникла из впечатлений от поездки в этот край, посещения мемориала Хатыни, партизанских землянок у озера Нарочь. Белоруссия мужественно, одна из первых приняла удар фашизма, выстояла, заплатив за победу смертью многих своих сыновей и дочерей, сожженными городами и селами, развалинами Брестской крепости. Тяжелым трудом восстанавливал народ свои дома, памятники, красоту окружающей природы. Один из священных источников этой природы – Беловежскую пущу - воспели А.Пахмутова и Н.Добронравов.
Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет,
над миром встающий,
Мне понятна твоя вековая печаль
Беловежская пуща…
Седьмая группа. «О спорт, ты мир»
Говоря о песнях Александры Николаевны нельзя не коснуться темы спорта.Среди песен о спорте особую популярность завоевала песня «Трус не играет в хоккей!». Название песни стало крылатой поговоркой для ребят, любящих спорт. В 1972 году была написана песня «Герои спорта» - о лучших спортсменах страны.
В составе советской делегации А.Пахмутова и Н.Добронравов побывали на нескольких Олимпийских Играх. Очень потрудились они и для Московской Олимпиады, подарив нам много музыки, стихов и песен. Музыкальным сюрпризом торжественного закрытия Игр стала нежная и немного грустная песня «До свиданья, Москва…» - песня прощания с этим праздником спорта, которая запала в души всех, кто ее услышал. А.Пахмутова и Н.Добронравов приняли также участие в работе над официальным олимпийским фильмом «О спорт, ты мир» и вместе с коллективом создателей этой киноленты были удостоены Государственной премии СССР. В этих песнях рассказ о человеке в момент его высшего физического и духовного напряжения. Каждая из них вводит нас в мир спортивной борьбы с его радостями и переживаниями, воспевает красоту и совершенство человека, твердость его в борьбе и умение его не сдаваться в стремлении к новым достижениям.
Заключительное слово
Учитель: Не стареют песни, не стареют и их авторы. Они остаются удивительно молодыми по духу. По словам Александры Николаевны, «Песня похожа на людей… Инадо очень любить человека, любить со всеми его достоинствами и недостатками, болями и противоречиями, чтобы со знанием дела написать о нем… Наши поездки по стране, наши встречи со слушателями - давние добрые традиции. Тесное общение с теми, кому мы адресуем свое искусство, способствует нашему взаимному обогащению…» На юбилейном концерте А.Н.Пахмутовой президент Российской Федерации В.В.Путин сказал об Александре Николаевне и Николае Николаевиче Добронравове: «Вы достояние страны и гордость России».
В 1976 году именем А.Н.Пахмутовой названа открытая астрономами планета №1889.
В связи с 90-летним юбилеем в 2019 г. Александра Николаевна Пахмутова за вклад в музыкальное искусство страны была удостоена высшей награды России – Орденом Андрея Первозванного.