Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования. Реформирование системы образования, введение новых образовательных стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Традиционные формы и методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться, что такое универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» — само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание обучающегося. Рисунок, картина — вот средства, которые позволяют обучающемуся свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события.
Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А.Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах.
Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки. К.Д.Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д.Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении обучающегося и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач.
Современные условия обучения индивидуального обучения на дому вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать, насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретического материала. Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становится одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого — либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в процессе индивидуального обучения на дому всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, обучающиеся могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными.
Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В.Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г.Шаповаленко, В.Г.Болтянского и Л.П.Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют обучающемуся вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием обучающихся. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.
Наглядные средства, используемые в процессе индивидуального обучения на дому, могут служить основой для самостоятельной работы обучающихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность обучающихся. В методике обучения русскому языку при индивидуальном обучении на дому проблема наглядности занимает одно из ведущих мест. Для этого используются и таблицы, и схемы, и рисунки (картинки). Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности обучающихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение обучающихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы обучающихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.
Средства зрительной наглядности.
Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (слайды, транспаранты). Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются слайды в виде таблиц. Основная дидактическая функция слайдов в виде таблиц — вооружение обучающихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала.
В помощь учителю и обучающимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин, изображений произведений скульптуры и архитектуры. Они могут быть использованы для решения перечисленных задач, и прежде всего задач, связанных с развитием речи обучающихся, с подготовкой или к устным и письменным высказываниям (описание картины, осмысление впечатлений о картине, рассказ о картине в ходе экскурсии, в рамках сообщения или доклада и т.п.). Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков обучающихся, проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала. К средствам зрительной наглядности относятся также слайды, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью современных технических средств и воспроизводятся на экране компьютера. Все созданные в учебных целях слайды можно снабжать сопроводительным текстом, который помогает объединить кадры в тематические группы, определить последовательность работы. Слайды могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они выполняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений. Методика использования слайдов определяется задачами, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для обучающихся, которые выполняются после просмотра слайдов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами презентаций и включенные в сопроводительный текст.
Средства слуховой наглядности.
Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи обучающихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы - это записанная эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.). Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм русского литературного языка, определенных и выделенных специальной программой для коррекционной школы. Следовательно, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые обучающийся соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Слушая его, обучающийся учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их. Применение звукового пособия в процессе индивидуального обучения на дому потребует от учителя выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу, предваряющему прослушивание аудиозаписи. На этом этапе необходимо поставить перед обучающимися задачу работы, ориентировать их на то, что они должны услышать, указать, на что обратить внимание, заставить задуматься, почему данное упражнение рассчитано на прослушивание звучащего текста. Другими словами, учитель должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, настроить обучающихся на необычную работу. Во время прослушивания важно не нарушить звучание текста замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Обучающийся должен слушать, не отвлекаясь, сверяя звучащий текст с письменным, если работа соотносится с материалами учебника. Если в учебнике нет письменного аналога звучащего текста, полезно научить обучающегося делать необходимые записи в процессе прослушивания: составлять план, выделять те или иные части текста, записывать слова и словосочетания, необходимые для дальнейшей работы, составлять интонационные схемы отдельных предложений.
Фильмы на уроках русского языка индивидуального обучения на дому дополняют материалы учебника, помогают обучающемуся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ применения правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобразительному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, использование отрывков из художественных произведений.
Применение компьютера на уроках русского языка индивидуального обучения на дому не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность обучающегося, пробудить интерес к учебной работе, повысить уровень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по совершенствованию умений и навыков.
Использование компьютерных программ индивидуального обучения на дому обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной работы различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными обучающимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степени трудности вариантов, которые могут быть предложены обучающимся с учетом их возможностей. Компьютерная поддержка возможна при изучении различных тем школьной программы, прежде всего при изучении пунктуации. Разработаны компьютерные задачи по речевому этикету.
В заключение следует отметить, что обучение русскому языку индивидуального обучения на дому требует применения на уроке разнообразных методов. Развивающие игры, загадки, ребусы, пословицы и поговорки помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях, помогают преодолевать детям трудности обучения, формируют у обучающихся устойчивый интерес к процессу познания, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности. Особую пользу такие задания приносят слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию, где ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным, что само по себе способствует организации внимания обучающихся, повышает мотивацию к учению, не говоря уже о развитии всех психических процессов. Несомненно, использование компьютерных дидактических средств на уроках русского языка индивидуального обучения на дому позволяет сделать процесс познания интереснее, значительно повышает качество обучения и экономит время на уроке.