Урок русского языка в 5-м классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: Тире между подлежащим и сказуемым


Планируемые образовательные результаты.

Предметные

  • знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
  • схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
  • заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Личностные

  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.

Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Слово учителя. Приветствие (слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)

Перед вами 3 предложения:

1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.

2. Новый год – любимый праздник детей.

3. Зимние каникулы – любимая пора.

- Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.

- Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)

- Подчеркните грамматические основы предложений.

- Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)

- Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).

- Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.

II. Актуализация знаний

Формулирование темы и цели урока.

Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)

Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

Тема: …… между ………… и ………… (ответ)

Цели:

  • Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)

III. Изучение нового материала (слайд 4)

- Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.

- Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)

- В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)

- Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )

- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)

- Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).

- Сравните его с нашим выводом.

- Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

- Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».

- Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.

- Им.сущ. в И.п. - Им.сущ. в И.п. (слайд 6)

- Им.сущ. в И.п. - это, вот Им.сущ. в И.п.

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)

2 раза не повторять

Январь

  сне…ки, санки, лыжи, коньки

Рождество    

  символ Нов…го года

Де… Мороз

праз…ничные укр…шения

Зимние забавы

время для ч…дес

Нарядная ель

году начало

Хл…пушки, серпантин

красоч...ное зрелище

Новогодний фейерверк

  добрый волшебник с п…дарками

- Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

- Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

- Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проверена, повторяется изученное правило.

- Расскажите, какие буквы вы вставили в слова. (слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

V. Словарно-орфографическая работа

Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о зиме и зимних праздниках. Новые слова тоже будут на эту тему. С этими словами вы уже составили предложения.

- Объясните лексическое значение слов серпантин, фейерверк, используя задания теста: (слайд 9)

1. В каком значении употребляется в тексте слово «серпантин»:

1) Извилистая дорога в горах.

2) Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, которую бросают в танцующих на балах, маскарадах. (слайд 10)

2. В каком значении употребляется в тексте слово «фейерверк»: (слайд 11)

1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий во время праздников. (слайд 12)

2) (Перен.) Стремительный поток, обилие чего-либо.

- Скажите, что такое серпантин и фейерверк. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.

- Серпантин - длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги.

- Фейерверк - цветные огни, получаемые при сжигании пороховых изделий во время праздников.

- Обратите внимание на написание слов: серпантин, фейерверк

VI. Дополнительные сведения

Предложения с тире между подлежащим и сказуемым встречаются очень часто, особенно в научных текстах. А почему? (Все определения содержат информацию о том, что такое предмет или понятие).

Где мы с вами это увидели? (В словарной работе).

А ещё где? (В словарях, учебниках).

А вы знаете, что знак препинания «тире» появился сравнительно недавно. (слайд 13)

История появления «тире» (сообщение)

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке).

Существует мнение, что тире изобрёл Н.М.Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М.Карамзин лишь способствовал распространению и закреплению функций этого знака, называл он его «черта». Языковед А.Барсов, ученик М.В.Ломоносова, называл тире [–] «молчанкой» и впервые описал этот знак в своём учебнике „Российская грамматика“ в 1797 году.

VII. Закрепление изученного материала (продолжение)

(слайды 14-17)

Упражнение 2 (написано на доске или карточка)

Зима – чудесное время года. Она таит в себе много загадок. Меховые шапки снега покрывают могучие лапы елей и сосен. Ветки берёз украшены серебряным инеем.

Но главное волшебство зимы – Новый год. В этот весёлый праздник приходит Дед Мороз. А приходит он не один!
Внучка Деда Мороза - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды. Ее головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Образ Снегурочки - символ застывших вод.

Внучка Деда Мороза необычайно красива, но немного грустна... Снегурочка – самый милый персонаж новогодних праздников.

Задание.

  • Прочитайте текст.
  • Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
  • Подчеркните грамматические основы предложений, в которых вы поставили «тире».

VIII. Итоги урока. Рефлексия

(слайды 18-19)

Подведём итоги урока.

- С каким правилом мы сегодня познакомились?

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

  • Мы познакомились с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научились находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составляли предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….

Тире между подлежащим сказуемым ставится:

1) если ……. и ……. выражены …….

2) если перед ……… есть слова ….. , …….

VIII. Д/З

Выучить правило, выполнить задание на карточке.

Загадки. (слайд 20)

1.

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

2.

Эта девица – швея и мастерица.
Ничего она не шьёт,
но в иголках целый год. (Ёлка).

3.

К нам волшебница пришла,
Много снега принесла.
Её сёстры – вьюги и метели.
Поля и леса они в шубы одели. (Зима).

Пословицы. (слайд 21)

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Январь - году начало, а зиме - середина.
  • Вьюги да метели под февраль полетели.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Месяц январь – зимы государь.
  • Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.