Планируемые образовательные результаты.
Предметные
- знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
- схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
- заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.
Личностные
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.
Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.
Ход урока
I. Мобилизующий этап
Слово учителя. Приветствие (слайд 1)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.
А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)
Перед вами 3 предложения:
1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.
2. Новый год – любимый праздник детей.
3. Зимние каникулы – любимая пора.
- Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.
- Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)
- Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)
- Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).
- Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.
II. Актуализация знаний
Формулирование темы и цели урока.
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)
Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
Тема: …… между ………… и ………… (ответ)
Цели:
- Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
- Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
- Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)
III. Изучение нового материала (слайд 4)
- Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.
- Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)
- В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)
- Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )
- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)
- Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).
- Сравните его с нашим выводом.
- Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
- Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».
- Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.
- Им.сущ. в И.п. - Им.сущ. в И.п. (слайд 6)
- Им.сущ. в И.п. - это, вот Им.сущ. в И.п.
IV. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)
2 раза не повторять
Январь | сне…ки, санки, лыжи, коньки |
Рождество |
символ Нов…го года |
Де… Мороз |
праз…ничные укр…шения |
Зимние забавы |
время для ч…дес |
Нарядная ель |
году начало |
Хл…пушки, серпантин |
красоч...ное зрелище |
Новогодний фейерверк |
добрый волшебник с п…дарками |
- Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.
К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.
- Что в результате должно получиться?
В результате должны получиться предложения.
- Что надо сделать с составленными предложениями?
Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.
После того как работа выполнена и проверена, повторяется изученное правило.
- Расскажите, какие буквы вы вставили в слова. (слайд 8)
ФИЗМИНУТКА
V. Словарно-орфографическая работа
Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о зиме и зимних праздниках. Новые слова тоже будут на эту тему. С этими словами вы уже составили предложения.
- Объясните лексическое значение слов серпантин, фейерверк, используя задания теста: (слайд 9)
1. В каком значении употребляется в тексте слово «серпантин»:
1) Извилистая дорога в горах.
2) Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, которую бросают в танцующих на балах, маскарадах. (слайд 10)
2. В каком значении употребляется в тексте слово «фейерверк»: (слайд 11)
1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий во время праздников. (слайд 12)
2) (Перен.) Стремительный поток, обилие чего-либо.
- Скажите, что такое серпантин и фейерверк. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.
- Серпантин - длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги.
- Фейерверк - цветные огни, получаемые при сжигании пороховых изделий во время праздников.
- Обратите внимание на написание слов: серпантин, фейерверк
VI. Дополнительные сведения
Предложения с тире между подлежащим и сказуемым встречаются очень часто, особенно в научных текстах. А почему? (Все определения содержат информацию о том, что такое предмет или понятие).
Где мы с вами это увидели? (В словарной работе).
А ещё где? (В словарях, учебниках).
А вы знаете, что знак препинания «тире» появился сравнительно недавно. (слайд 13)
История появления «тире» (сообщение)
Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.
Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке).
Существует мнение, что тире изобрёл Н.М.Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М.Карамзин лишь способствовал распространению и закреплению функций этого знака, называл он его «черта». Языковед А.Барсов, ученик М.В.Ломоносова, называл тире [–] «молчанкой» и впервые описал этот знак в своём учебнике „Российская грамматика“ в 1797 году.
VII. Закрепление изученного материала (продолжение)
(слайды 14-17)
Упражнение 2 (написано на доске или карточка)
Зима – чудесное время года. Она таит в себе много загадок. Меховые шапки снега покрывают могучие лапы елей и сосен. Ветки берёз украшены серебряным инеем.
Но главное волшебство зимы – Новый год. В этот весёлый праздник приходит Дед Мороз. А приходит он не один!
Внучка Деда Мороза - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды. Ее головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Образ Снегурочки - символ застывших вод.
Внучка Деда Мороза необычайно красива, но немного грустна... Снегурочка – самый милый персонаж новогодних праздников.
Задание.
- Прочитайте текст.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
- Подчеркните грамматические основы предложений, в которых вы поставили «тире».
VIII. Итоги урока. Рефлексия
(слайды 18-19)
Подведём итоги урока.
- С каким правилом мы сегодня познакомились?
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Мы познакомились с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
- Научились находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
- Составляли предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….
Тире между подлежащим сказуемым ставится:
1) если ……. и ……. выражены …….
2) если перед ……… есть слова ….. , …….
VIII. Д/З
Выучить правило, выполнить задание на карточке.
Загадки. (слайд 20)
1.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
2.
Эта девица – швея и мастерица.
Ничего она не шьёт,
но в иголках целый год. (Ёлка).
3.
К нам волшебница пришла,
Много снега принесла.
Её сёстры – вьюги и метели.
Поля и леса они в шубы одели. (Зима).
Пословицы. (слайд 21)
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Январь - году начало, а зиме - середина.
- Вьюги да метели под февраль полетели.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Месяц январь – зимы государь.
- Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.