Конспект классного часа по теме «Ее величество – Жестокость»

Разделы: Классное руководство

Класс: 7

Ключевые слова: классный час, насилие, моббинг, гипермоббинг


Цели:

  • Воспитательная:
    • продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия, гипермоббинг, и пр;
    • продолжить формирование умения найти пути выхода из ситуаций моббинга;
    • продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам;
  • Образовательная: закрепить понятия буллинг, моббинг, гипермоббингкак резко отрицательных явлений жизни.
  • Развивающая: продолжать развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду зла и насилия.

Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.

Наглядный демонстрационный и раздаточ­ные материалы:компьютерная презентация (слайды), видеоролик; материалы для проведения арт-терапии: бумага, маркеры, карандаши.

Форма проведения:круглый стол (классный час-размышление с элементами тренинговых упражнений).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (видеоролики)

Ход классного час

Входит ее величество Жестокость (в мантии и короне)

- Добрый день, ребята!

Погружение в работу. (Цель: настроить детей на работу)

- Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение

- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.

- А у меня сегодня отличное настроение! У меня опять появилась возможность поговорить с вами по душам.

Я долго думала, как сегодня начать разговор на ту тему, о которой мы достаточно много говорили и на уроках, и на классных часах. О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из маленького видеосюжета.

Внимание на экран

ВИДЕО 1 «СРЕДИ ДЕТЕЙ ЖЕСТОКОСТИ НЕТ» http://www.youtube.com/watch?v=c5R-fcN0NvQ

-У кого какие предположения?

Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла это стихотворение

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Соединив мой образ и стихотворение, вы можете сформулировать тему сегодняшнего классного часа.

Ребята, а как вы считаете, какую задачу мы должны решить, исходя из просмотренного ролика?

Какие задачи мы должны перед собой поставить?

Почему некоторые дети поступают жестоко, если все они все добрые, чистые и светлые? К чему приводит жестокость, и как не стать жестоким? На эти вопросы мы должны в конце нашей беседы найти ответы.

- Ребята, а когда дети поступают жестоко?

- Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети отвергали вас, не принимали в свою компанию? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же подростка постоянно не принимают в компанию, отвергают? (ответы детей) Сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу - оно не из легких.

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один из вас должен остаться в круге и попытаться выбраться из него. Представьте, что это не игра, а реальная жизненная ситуация. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить одноклассника, но это слишком легко. Попробуйте найти другой способ. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Кто еще хочет попробовать выбраться?

(Надо дать возможность как можно большему числу детей собственными силами покинуть круг. Если подросток оказывается не в состоянии сделать это, проследить, чтобы он находился в круге не более одной минуты. Дети должны выпустить этого подростка из круга, а кто-то другой входит в него и продолжает игру)

(Цель игры: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.)

Рефлексия упражнения (примерные вопросы)

  • Как ты себя чувствовал в центре круга?
  • Что ты чувствовал, когда пытался вырваться из круга?
  • Как ты почувствовал себя, когда это у тебя получилось?
  • Что ты чувствовал, когда был частью круга?
  • Хотел ли ты, оказаться на месте того, кто в центре круга? Почему?

Какие доводы ты приводил, чтобы тебя выпустили из круга?

- А было такое состояние, что хотелось жестко выйти из круга?

Как вы считаете, если в круге будет одноклассник, к которому испытывают симпатию, или одноклассник, которого отвергают, они себя будут одинаково чувствовать? Им легко будет выйти из центра круга? Почему?

- Я рада, что вы умеете договариваться.

ВЫВОД: Из любой ситуации можно найти правильный выход: уметь договориться.

Этот вывод к какой задаче относится?

Мотивация деятельности.

Ответ на первый вопрос: Почему некоторые дети поступают жестоко, если все они все добрые, чистые и светлые?

Я предлагаю найти, посмотрев видео-фрагмент из знакомого уже нам произведения.

ВИДЕО 2 (Просмотр отрывка из фильма «Чучело»).

https://yandex.ru/search/?lr=10944&clid=2270456&win=350&text=чучуло%20видеоролик#/videowiz?filmId=11918980678952057333

Ответы детей, так устроен мир, берут пример с кого-то, телевидение, интернет…

Я хотела познакомить вас с некоторыми проявлениями жестокости: это буллинг, моббинг. А вы должны постараться ответить на вопрос: какому проявлению…жестокости подвергается героиня фильма «Чучело».

Буллинг - «запугивание», «издевательство».

Моббинг – это травля, психологическое насилие. Почему он возникает и как ему противостоять? И главный вопрос - какие меры следует принять для того, чтобы воспрепятствовать его возникновению в коллективе.

В жизни коллектива учащихся, моббинг – «это коллективный психологический террор, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Какие же бывают виды «моббинга»? (Ответы детей)

  • Обзывание
  • Придирки
  • Насмешки
  • Толкание
  • Дразнение
  • Клевета, наговоры и ложные слухи
  • Бойкот

- Итак, какому проявлению жестокости подвергается героиня фильма «Чучело»? Аргументируйте свой ответ.

Ответы детей (моббинг, буллинг)

Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …

Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.— такие проявления достаточно распространены в подростковой среде. Причем, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый подросток, всегда чувствует, что это делается специально. Объектом моббинга может стать тот, кого одногрупники посчитают странным, не таким как все. В фильме «Чучело» таким насмешкам подверглась девочка, пришедшая в класс из другой школы, отличающаяся своим поведением, физическими особенностями, одеждой и пр.

А еще одним из видов моббинка является Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации)

Перечислите возможные последствия боллинга и моббинга: (Ответы детей)

  • Низкая самооценка и её последствия
  • Ухудшение здоровья
  • Одиночество
  • Агрессия.

Для несформировавшейся психики подростка моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы.

Предлагаю вам посмотреть сценку.

Стас: - Эй, ты, слышь? Вали сюда! Разговор есть. Ну, двигай, двигай сюда.

(Женя с неохотой подходит)

Стас: - Сто рублей не одолжишь?

Женя: - У меня нет таких денег.

Стас: - Ну, тогда дома у родителей попроси. Скажи, что учитель сказала принести.

Женя: - Я не могу так…

Стас: - Да не будь ты мямлей! Ты что – «маменькин сыночек»? Взял у мамки из кошелька одну бумажку, и она даже не заметит. В общем, чтобы завтра деньги были, а то худо будет.

- Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации?
Ответы детей: (сказать родителям и д.р.)

- Какой выход нашла героиня из сложившейся ситуации?

https://www.youtube.com/watch?v=8-Freai3eaM

- К кому она обратилась за помощью?

Нужно отыскать союзника взрослого, сильного, мудрого, который окажет реальную помощь. Это может быть школьный психолог, социальный педагог, учитель, родитель.

Можно отыскать помощника и в рядах тех, кто атакует, возможно, найдутся общие интересы или скрытая симпатия. Вместе противостоять злу легче.

Попытаться понять, почему именно ты стал жертвой моббинга, не прогибаться перед обидчиком, не заискивать. Найти зачинщика травли, побеседовать с ним, попытаться помириться и наладить контакт.

И самое главное - никогда не оставайтесь один на один с проблемой. Обратитесь по телефону доверия – специалисты этой службы выслушают и дадут совет.

- Почувствовать на себе жестокость моббинга может каждый из нас, и прежде чем творить зло, остановись и подумай, а не обернется ли это зло против меня?

Агрессия может возникнуть в каждом из нас. Чтобы ослабить это проявление, я предлагаю провести следующие упражнения.

Арт-терапия

Возьмите 2 листа бумаги, пронумеруйте их (№1, №2). В правую руку возьмите карандаш того цвета который подходит вашему настроению (карандаш, того цвета с которым вы себя ассоциируете). В левую руку выберите карандаш того цвета, с которым вы ассоциируете человека,к которому у вас возникает неприязнь. Вы можете нарисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется изобразить о конфликте. (на фоне музыки монотонным голосом проговаривать)

Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. (2 мин.) Вспомните конфликтную ситуацию, в которую вы попадаете, время от времени, или человека, ссора с которым вполне вероятна. Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу "Око за око, глаз за глаз". Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом, мы только усиливаем наши конфликты.

Затем поменяйте карандаши местами (карандаш, который был в правой руке возьмите в левую и наоборот - левый в правую) и продолжаем рисовать на листе №2.(2 мин.) Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать руку другому в знак примирения. Также, в любой конфликтной ситуации хорошо бы задуматься о позиции другого человека.

- Покажите, что у вас получилось.

Дети показывают рисунки, а учитель положительно их оценивает.

- Если хотите проявить агрессию, проявляйте ее на бумаге.

Ты не толкай меня, не надо,
Пусть не такая я, как ты…
Нет большей для меня награды,
Чем капля вашей доброты.
Не бей меня! За что? Так больно!
Не смейся надо мной, прошу!
Я больше не могу… Довольно…
Я никому не расскажу…
Сейчас ты думаешь, что круто!
Толкнул… Ударил… Обозвал…
Но знаю я – придет минута,
Когда поймешь, как был неправ.
Когда толкнут твою подругу,
Обидят сына или мать –
Ведь боль, она идет по кругу –
И отдавать, и принимать…
Тебе я боли не желаю,
Тебя простила сотни раз.
Но в класс вхожу и замираю –
Чужой, враждебный, страшный класс…
…Иду домой, глотая слезы.
Иду домой… А дальше – что?
Весна, рассветы и морозы…
Тоскливо, холодно, темно…
Бегут мгновенья, дни проходят.
Я не живу – терплю, боюсь…
Услышь меня, пока не поздно,
Почувствуй боль мою и грусть…
Я жить хочу! По лужам бегать,
Смеясь, под проливным дождем!
Еще хочу, чтоб ты был счастлив.
И знал, что я здесь ни при чем.

- Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже понимаете, т.к. уже взрослые люди. Но у вас всегда есть друг – это я, это психолог, соцпедагог, родители, учителя, служба медиации.

И закончить нашу беседу, я хотела бы словами Ричарда Льюиса Стивенсона, автора приключенческого романа «Остров сокровищ» - «Давайте согласимся иметь разногласия». Давайте согласимся иметь различия во внешности, характере, национальности, ведь непохожий на нас человек не плохой - он другой. И жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует доброта!!!