Методическая разработка практического занятия «Анатомия и физиология репродуктивной системы»

Разделы: Биология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка по теме «Анатомия и физиология репродуктивной системы» предназначена для изучения материала студентами специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка). Для проведения данного практического занятия используются следующие педагогические технологии: компьютерные технологии, проблемное обучение, групповое обучение.

При выполнении заданий, предложенных в методической разработке студент может систематизировать, уточнить и закрепить свои знания по особенностям строения органов мужской и женской репродуктивных систем и их функциях, сделать выводы о необходимости соблюдения законов здорового образа жизни.

Введение

Мы познаем мир логически, мы часто видим нетто, что есть на самом деле, создаются иллюзии, зрение обманывает вас. Поэтому, только анализируя сигналы, которые поступают в наш мозг из окружающего мира, мы получаем реальные представления о нем.

Половые органы человека служат для продления рода.

Репродуктивная система необходима для производства новых живых организмов. Способность к воспроизведению является основной характеристикой жизни. При половом размножении два человека производят потомство, которое имеет генетические особенности обоих родителей. Основной функцией половой системы является создание мужских и женских гамет - половых клеток и обеспечение роста, а также развития потомства. Репродуктивная система состоит из мужских и женских репродуктивных органов. Рост и активность этих органов и структур регулируется гормонами. Половая система тесно связана с другими системами органов, особенно с эндокринной и мочевыделительной системами.

У мужских и женских репродуктивных органов есть внутренние и внешние органы. Основными репродуктивными органами являются гонады (яички и яичники), которые отвечают за выработку половых клеток (сперма и яйцеклетки) и гормональную продукцию. Другие репродуктивные органы относятся к вторичным репродуктивным структурам. Вторичные органы помогают в росте и созревании гамет, а также развитии потомства.

На практическом занятии мы с вами рассмотрим подробно особенности строения и функции репродуктивной системы

ОСНОВНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ТЕМЫ

Тема раздела

Сопутствующие дисциплины, профессиональные модули и МДК

Последующие профессиональные
Модули и мдк

Анатомия и физиология репродуктивной системы

ОП.01.Основы латинского языка с
медицинской терминологией (латинская и греческая анатомическая терминология).

ПМ. 02. МДК 02.01
Сестринская помощь при нарушениях здоровья

ПМ.01 МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста).

Тема: "Строение и функции репродуктивной системы здорового мужчины и женщины".

ПМ.01 МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (Здоровье лиц пожилого и старческого возраста).

Тема: "Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста".

Тема: "Сестринская помощь при заболеваниях мужских половых органов".

ПМ.01 МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста).

Тема: Строение и функции репродуктивной системы здорового мужчины и женщины.

ПМ.01 МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (Здоровье лиц пожилого и старческого возраста).

Тема: Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.

Тема: Сестринская помощь при заболеваниях мужских половых органов.

Внутрипредметные связи.

Темы:

  1. Гистология. Ткани.
  2. Мочевыделительная система
  3. Нервная система
  4. Эндокринная система.

Цели занятия:

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о строении и функциях половой системы.

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации о функционировании половой системы;
  • показать ценностную сущность и социальную значимость своей будущей профессии для сохранения репродуктивного здоровья будущих пациентов;

Воспитательные:

  • показать необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения и поддержания репродуктивного здоровья;
  • научить приёмам работы в команде и нести ответственность за работу всех ее членов;

4. Формирование компетенций:

Специальность 31.02.01. Лечебное дело (повышенный уровень).

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.2.

Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3.

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5.

Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1.

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2.

Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3.

Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4.

Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5.

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6.

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 4.4.

Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5.

Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

Ожидаемые результаты: После изучения темы студенты специальности 31.02.01. Лечебное дело должны

уметь:

  • показывать на муляжах детали анатомического строения женских и мужских половых органов;
  • применять знания о строении органов женской и мужской репродуктивной системы при оказании медицинской помощи;

знать:

  • строение органов женской и мужской репродуктивной системы;
  • физиологические особенности женской и мужской половой сферы;
  • строение женской и мужской промежности;
  • половые признаки
  • регуляцию репродуктивных функций.

Метапредметные:

  • познавательные - умение вести самостоятельный поиск информации, выделять главное, сравнивать, обобщать
  • регулятивные – постановка цели, задач, самоконтроль;
  • коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, аргументировать свою позицию.

Оснащение:

1. Таблицы:

  • Женская половая система; Менструальный цикл Мужская половая система;
  • Эндокринная система. Гипоталамо-гипофизарная система.

2. Учебники:

  • Самусев Р.П. Атлас анатомии человека; Смольянников Н.В. Анатомия и физиология

3. Муляжи: Мужская половая система»; Женская половая система»; «Матка»

4. Методические указания для обучающихся;

Время занятия: 90 минут.

Место проведения: учебный кабинет.

Форма организации занятия: практическое занятие.

Хронокарта занятия

1. Введение в учебную деятельность - 20

2. Создание учебной ситуации: - 45

  1. Самостоятельная подготовка студентов - 15
  2. Совместное обсуждение материала - 30

3. Обеспечение учебной рефлексии - 3

4. Обеспечение контроля за деятельностью студентов. - 20

5. Подведение итогов занятия. Задание на дом. - 2

Этапы занятия

1. Введение в учебную деятельность:

  • организационный момент (студенты должны приготовить учебник, тетрадь, письменные принадлежности, лист чистой бумаги);
  • постановка цели и задач занятия

Преподаватель сообщает тему. Совместно со студентами ставят цель и задачи занятия.

Мотивация.

Разделитесь на 3 команды и решите задачи. Каждая команда решает по одной задаче. Проверьте друг друга.

Решите задачи:

1. На прием к врачу обратился молодой мужчина с жалобами на проблемы с эрекцией. Врач обратил внимание на избыточный вес пациента. Из анамнеза стало известно, что молодой человек ест фаст-фуд, ведет сидячий образ жизни, курит. Объясните, с чем может быть связаны проблемы молодого человека. Ответ объясните, основываясь на знания анатомии и физиологии.

2. Объясните затруднение при мочеиспускании у лиц пожилого возраста с заболеванием «Аденома предстательной железы».

3. Пациентка 29 лет обратилась к гинекологу с жалобами на скудные, нерегулярные менструации. Из анамнеза: менархе в 12 лет. В 14-летнем возрасте больная перенесла корь, осложнившуюся менингоэнцефалитом. После перенесенного заболевания менструальный цикл стал нерегулярным, отмечалась прибавка в весе, в течение последних 2 лет наблюдается избыточное оволосение над верхней губой и на внутренней поверхности бедер. Беременностей не было. Предполагаемый диагноз? Какие дополнительные исследования необходимо провести?

В ходе занятия студенты будут выполнять задания. За правильные ответы студенты получают карточки разных цветов: красная - 5 баллов, синяя – 4 балла, зеленая – 3 балла. Желтая карточка дается за работу в команде - 1 балл. В конце занятия подводятся итоги.

Актуализация знаний обучающихся

Вы разделились на три команды (малые группы). Ответьте на вопросы. (вопросы командам задаются по очереди. За правильный ответ команда получает один балл)

1. Что такое репродуктивная система? Какой тип размножения свойственен человеку?

2. Какие органы женской половой системы относятся к внутренним?

3. Покажите внутренние половые органы на муляже.

4. Какие органы женской половой системы относятся к наружным?

5. Покажите наружные половые органы на муляже.

6. Какие органы мужской половой системы относятся к внутренним?

7. Покажите внутренние половые органы на муляже.

8. Какие органы мужской половой системы относятся к наружным?

9. Покажите внутренние половые органы на муляже

10. Какие функции выполняет женская репродуктивная система?

11. Какие функции выполняет мужская репродуктивная система?

12. Где происходит развитие и созревание яйцеклеток?

13. Где происходит развитие и созревание сперматозоидов?

14. К какому типу желёз относят яичник? Почему?

15. Как называется щель между малыми губами ?

16. Как называется орган, по которому движется яйцеклетка?

17. Как называется орган, в котором происходит развитие плода?

18. Назовите женские вторичные половые признаки.

19. Назовите мужские вторичные половые признаки.

20. Осуществляется ли в мошонке регуляция температуры, оптимальной для сперматогенеза? Если да, то каким образом?
21. Почему мальчикам не рекомендуется носить узкие плавки постоянно?

2. Создание учебной ситуации

Выполните задания Приложения А Разделитесь на три команды:

1 команда - Анатомы, изучающие женскую репродуктивную систему.

2 команда - Анатомы, изучающие мужскую репродуктивную систему.

3 команда - Физиологи, изучающие физиологию репродуктивной системы.

Каждый студент в группе получает индивидуальное задание. На его подготовку отводится 15 мин. Затем начинается совместное обсуждение темы:

«Репродуктивная система» - время 30 мин.

3. Обеспечение рефлексии.

Студенты отвечают на вопросы: Что ты делал?

Что у тебя не получилось? Почему не получилось? Как их этого выйти?

4. Контроль знаний.

Проверьте свои знания, решив задания в тестовой форме. Приложение. На выполнение этого задания вам отводиться 10 минут.

- Выполните самостоятельно задание;

5. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

I. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени.

3. Оцените свою работу на уроке.

II. Домашнее задание.

Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Смольянников Н.В. Анатомия и физиология/ Н.В.Смольянников, Е.Ф.Фалина, В.А.Сагун. – 2-е изд.- М.: ГОЭТАР-Медиа, 2017. – 544с.

Дополнительные источники:

1. Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс]: учебник / Гайворонский И.В. [и др.] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-4594-5 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970445945.html

2. Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс]: учебник / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 560 с. - ISBN 978-5-9704-4718-5 - Режим доступа:
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447185.html

3. Брыксина З.Г., Анатомия человека [Электронный ресурс]: учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г.Брыксина, М.Р.Сапин, С.В.Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 424 с. - ISBN 978-5-9704-3774-2 -
Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970437742.html

4. Егоров И.В., Клиническая анатомия человека [Электронный ресурс]: Учебное пособие / И.В.Егоров. - Издание третье, перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 688 с. (Современное образование) - ISBN 978-5-9292-0171-4 -
Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5929200599.html

5. Поисковые системы www.ya.ru, www.google.ru

6. Сайты: www.dicacademik.ru

Электронные справочники по анатомии:

1. «Атлас анатомии человека» ИД «Равновесие», 2005г.

Приложение