Методическое руководство театрализованными играми в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, театрализованная игра, театрально-игровая деятельность


В психолого-педагогических исследованиях театрализованную игру рассматривают и как вид деятельности и как средство развития. Единого определения этого вида игр в литературе не дается. В.Н.Всеволодский-Генгросс определяет театрализованную как «драматическую игру», Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова использует такие синонимы как «театрально-игровая деятельность», «игра-драматизация», «театрализованная игра». Многие исследователи называют их «творческими играми», считая, что театрализованные игры близки к искусству (М.А.Васильева, С.А.Козлова, Д.Б.Эльконин).

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

А.Н.Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

По мнению Л.СФурминой, театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как мимика, жест, интонация, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

И.Г.Вечканова и Л.Б.Баряева рассматривают театрализованную игру как деятельность, которая моделирует биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных пространственных и временных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (куклой или переодеванием) и выражается различными символическими средствами (пантомимой и мимикой, пением, речью, графикой и другими).

Н.Ф.Губанова выделяет сходства и различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной. Они имеют общую структуру (строение). Эти игры включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. В данных видах игр творчество проявляется в том, что дети творчески воспроизводят все, что их окружает: творчески претворяют замысел, передают свои чувства в изображаемом явлении, варьируют свое поведение в роли, по-своему используют предметы и заместители в игре.

Различие между ними состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной игре берут сюжеты из различных литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить особенность театрализованных игр. Они имеют готовый литературный сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения.

Значение театрализованных игр раскрыто в работах Л.В.Артемовой, Н.Ф.Губановой, А.В.Запорожца, Е.В.Мигуновой, Н.А.Реуцкой, Л.П.Стрелковой. Они позволяют решать многие задачи социально-личностного, познавательно-речевого, физического и художественно-эстетического развития детей. Синтетический характер театрализованных игр, их эмоциональность, разнообразие тематики и средств изображения, дают возможность использовать их в целях разностороннего воспитания личности. Ребенок осознает себя, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Яркое и образное изображение социальной действительности, явлений природы, содержащихся в литературе, знакомит детей со всем многообразием окружающего мира. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать сложные ситуации, делать обобщения и выводы. В процессе происходит развитие мышления, фантазии, воображения, умения анализировать увиденное и прочитанное, умения переживать и сопереживать, все это обогащает опыт детей художественными средствами передачи образа.

Театрализованные игры помогают решать задачи речевого развития детей. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, происходит овладение выразительными средствами общения. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью понятно, четко и ясно изъясняться.

Нельзя не отметить, развитие коммуникативных умений в процессе театрализованных игр. Дети, при небольшой помощи со стороны воспитателя

  • организовываются в игровые группы,
  • договариваются о том, что будет разыгрываться,
  • определяют и осуществляют основные подготовительные действия (подбирают необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформляют место действия, выделяют исполнителей ролей и ведущего, производят несколько раз пробное разыгрывание);
  • приглашают зрителей и показывают им спектакль.

Художественно-эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие детей в подготовке декораций, атрибутов воспитывает чувство прекрасного, развивает вкус. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасными отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания. В процессе игры происходит развитие воображения, в основе которого лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций; происходит развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Существует несколько подходов к классификации этого вида игр.

Р.И.Жуковская выделяет следующие игры-драматизации:

  • показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
  • непосредственное исполнение ролей детьми;
  • конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей, создание декораций.

Театрально-игровая деятельность детей дошкольников, по Л.С.Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (куклы, игрушки) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые (непредметные) – это игры-драматизации.

Л.В.Артемова приводит свою классификацию, взяв за основу – средства изображения, которыми пользуются участники игры, ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет. В результате театрализованные игры делятся на режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм она относит театр на фланелеграфе, теневой театр, настольный. В них ребенок создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа сам, сам не являясь действующим лицом. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией. Пантомима ребенка ограничена из-за неподвижности или малоподвижности фигуры персонажа. В играх-драматизациях ребенок перевоплощается в образ, живя его жизнью. Обозначение персонажа происходит с помощью атрибутов (маски, элементов одежды). Исполняемый образ создается самим ребенком с помощью интонации, мимики, движений, жестов. К этому виду автор относит игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.

Методические аспекты театрализованной игры можно рассматривать в ретроспективе.

Д.В.Менджерицкая предлагала педагогам вводить игры-инсценировки, начиная с третьего года жизни, отмечая их влияние на самостоятельную игровую деятельность и развитие творческого воображения. В дальнейшем эти инсценировки не разыгрываются детьми полностью, но отдельные эпизоды иногда включаются в повседневные игры. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт. У дошкольников старшего дошкольного возраста театрализованная игра часто перерастает в спектакль, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом заключается сложность и новизна игры, она является как бы переходом к драматическому искусству, правда еще в зачаточной форме. Дети стараются глубже передать образ героя и показать свое отношение к нему, используя средства выразительности: мимику, жесты, слова.

Л.В.Артемова в своей книге определила основные требования к организации театрализованных игр:

  • разнообразие и содержательность тематики;
  • ежедневное и постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, делая их, как и сюжетно-ролевые игры, такими же необходимыми для детей;
  • максимальная активность детей во время подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Много тратить время на внешние приготовления к игре (декорации, костюмы) не стоит. Главное это не внешняя атрибутика игры, а то, как исполняется роль. При этом не надо требовать большой точности исполнения, так как самое главное эмоциональное состояние детей во время игры.

На этапе подготовки необходимо чтение, обсуждение и уточнение текста произведения, которое в качестве иллюстрации может сопровождаться театром игрушек. При чтении дети привлекаются к проговариванию отдельных фрагментов.

Л.В.Артемова рекомендует развивать у детей в зависимости от возраста следующие средства выразительности:

  • во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитирование характерных движений сказочных животных);
  • в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (пантомиме, мимике и интонации);
  • в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность пантомимических и речевых действий.

Взрослому отводится важная роль. Его речь в повседневном общении, декламация, чтение, театрализованные игры, которые он вначале ведет сам, являются первыми образцами для подражания.

Работа начинается во второй младшей группы с небольших упражнений. По окончании инсценировки детям предлагается повторить высказывания только что выступавших персонажей. При этом надо позволить попробовать свои силы всем желающим. Вместе с этим детей знакомят со способом вождения куклы.

Следующий этап включает в себя проговаривание диалога двух персонажей. Здесь важно обратить внимание на его интонацию. Для этого можно использовать диалоги, построенные на контрастах или вопросно-ответные диалоги.

Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (приветливо, радостно, угрюмо, небрежно). Можно произносить фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове, показать детям как меняется при этом смысл сказанного.

При наблюдении за игрой исполнителей необходимо учить детей подмечать различия в характеристике образов. Можно каждому дать возможность изобразить по-своему.

Чтобы у детей не пропадал интерес к игре, при повторном проигрывании могут вводиться новые персонажи, в зависимости от сюжета. Начинать и заканчивать игру каждый раз можно по-новому, тем самым развивая творчество, самостоятельность, удовлетворяя активность детей.

Поскольку встречаются довольно большие по объему произведения, текст можно делить на несколько частей и провести 3-4 игры. По мере усвоения детьми отдельных частей каждую следующую игру можно удлинять, прибавляя к ней новые эпизоды.

Р.Калинина выделяет несколько правил драматизации:

  • Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
  • Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка, которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
  • Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
  • Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом могут помочь вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что чувствует твой персонаж? Какой он? Что он хочет сказать?
  • Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты теперь хочешь сыграть? Почему?
  • Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать героев, передать их характер.
  • Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех вышеперечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при умелом руководстве со стороны взрослого, театрализованные игры обладают огромным развивающим потенциалом. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать все условия для развития изобретательности и творчества детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии [Текст]. - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду [Текст]. Сценарии с нотным приложением. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
  4. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением [Текст]. -М.: ТЦ Сфера, 2010. –128 с.
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс]: стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И.Герцена. URL: https://dob.1sept.ru/articlef.php?ID=200500510
  7. Воспитание детей в игре [Текст] / сост.: А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
  8. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет [Текст]. - М., 2012.
  9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет [Текст]. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. 256 с.
  10. Губанова Н.Ф. Педагогические возможности игры-драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2008.- № 4. - С. 28-35.
  11. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128 с.
  12. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст]: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
  13. Захарова Т, Саттарова Р. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - №3. - С. 31-33.
  14. Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  15. Истоки [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
  17. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет [Текст]. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160с.
  18. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс] . URL: http://www.makarenko.edu.ru/
  19. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  20. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]. Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 126 с.
  21. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М., Академический проект, 2002. – 160 с.
  22. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. 2-е изд., исп. – М., Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 96.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
  24. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет [Текст]. - М., 2012.
  25. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст]: учебно-методическое пособие/ под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
  26. Театральная палитра [Текст]. Программа художественно-эстетического воспитания / под ред. О.В.Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с
  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  28. Фребель Ф. Воспитание человека. Детский сад. // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие / сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 440 с.
  29. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
  30. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.