Цель: профилактика буллинга в детском коллективе.
Задачи: формирование чувства эмпатии во взаимоотношениях обучающихся, развитие навыков использования личных ресурсных качеств в сфере взаимоотношений, оптимизация межличностных отношений в классном коллективе.
Целевая аудитория: обучающиеся 7-х классов.
Условия для реализации: класс или кабинет психолога с хорошим освещением.
Необходимое время: 40-60 минут.
Вспомогательные материалы: наборы метафорических ассоциативных карт «Ресурсы» И.Фёдорова, «Ресурсы» И.Орда, набор психологических открыток с притчами «Шаги к мудрости» Е.Климова, О.Помазина, О.Бакурова
Ход занятия
(Обучающиеся входят в класс и рассаживаются по кругу).
Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.
Притча «О Двух волках»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы думаете, в чём основная идея этой притчи и где эта основная идея (мысль) может быть вами использована в жизни?
(Проводится мини-дискуссия, обмен мнениями)
Ребята, сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить, не о наших недостатках, а о наших достоинствах, о наших сильных сторонах и ресурсных качествах, которые мы должны использовать в нашей жизни.
1. Сейчас каждому из вас предлагается из метафорических ассоциативных карт, расположенных картинками вверх на полу внутри круга, выбрать несколько карт и заявить о присущих каждому из вас качествах, являющихся для вас ресурсными.
(Затем участники по кругу представляют свои образы, показывая картинки и поясняя свой выбор).
2. А сейчас, вам из метафорических ассоциативных карт, необходимо выбрать по одной карте для других участников упражнения, которые своим образом говорили об их ресурсных качествах, которые не были упомянуты.
(Участники по кругу представляют образы, показывая картинки и поясняя свой выбор).
3. А теперь из метафорических ассоциативных карт, выберите те качества из ранее перечисленных, которые могут помочь вашим одноклассникам поддерживать атмосферу доверия и взаимной поддержки, проявлять эмпатию в отношении изолированных, отвергаемых членов коллектива.
(Участники по кругу аргументируют свой выбор, проводится мини-дискуссия).
Рефлексия
- Что вы сейчас чувствуете после выполнения упражнения?
- Что вас впечатлило в своём выборе и выборе других участников?
- Подумайте и решите, кому из ваших одноклассников вы хотели бы оказать помощь и поддержку, опираясь на свои ресурсные качества, как вы это могли бы сделать?
- Подумайте с кем из ближайшего окружения (семья, друзья), вы хотели бы поговорить и помочь раскрыть их ресурсы?
- С каким настроением вы уйдете сегодня?
(Участники по кругу делятся своими впечатлениями)
А в заключение хочу рассказать вам ещё одну притчу.
Притча «Веник»
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Давайте будем бережно и внимательно относиться друг к другу. Есть мудрое высказывание Брюса Ли «Я учусь понимать, вместо того, чтобы судить…».
Попробуйте следовать ему.
Используемая литература
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.
- Двоскина Н.В. - Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие.
- Зиновьева Н.О. - Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации.
- Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения.
- Кравцова М.М. - Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.
- Лэйн Д. Школьная травля (буллинг).
- Петрановская Людмила - Травли нет (методичка для детей).