Цель урока: познакомить обучающихся с основным инструментом для резьбы по дереву и техникой геометрической резьбы по дереву.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с основным инструментом, используемым для резьбы по дереву, правилами безопасной работы и правильной организации рабочего места;
- закрепить полученные знания при выполнении практического задания;
- развить навыки работы обучающихся с ножом-косяком при выполнении линейных орнаментов геометрической резьбы;
- воспитать чувства патриотизма у обучающихся через изучение исторических аспектов развития русского художественного ремесла.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, резные изделия в различных техниках, ножи-косяки (14 шт), учебная липовая дощечка (14 шт), карандаши простые (14 шт), линейки (14 шт), демонстрационный набор инструмента, доска с образцами орнаментов.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений |
Знакомство с техникой геометрической резьбы и выполнение простейших элементов. |
Регулятивные |
Ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Приёмы, УУД |
1. Организационный момент |
Активация учащихся. |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Создать условия для возникновения внутренних потребности включения в учебную деятельность. |
Подводит учащихся к теме урока, задавая наводящие вопросы, помогает определить границы знания и незнания. Создает мотивацию к учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. |
Регулятивные: целеполагание, планирование. |
3. Актуализация знаний |
Выявить уровень знаний и систематизи-ровать их. |
Повторяет с учащимися правила разметки древесины, напоминает основные понятия. Соотносит повторяемый материал с темой урока. |
Повторяют правила разметки древесины. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Личностные: осознание своих возможностей. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организовать осмысленное восприятие новой информации. |
Рассказывает учащимся о резных традициях Тверского региона, показывает видеофрагмент, демонстрирует резные изделия, обращает внимание учащихся на технику безопасности при резьбе по дереву. |
Участвуют в беседе, просматривают видеофрагмент, рассматривают образцы резных изделий, делают записи в тетрадях |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, изучать объекты. |
5. Первичная проверка понимания |
Вызвать эмоциональ-ный настрой и познаватель-ный интерес к теме. |
Знакомит учащихся с практическим заданием, обращает внимание на основные ошибки при его выполнении, записывает на доске критерии оценки практической деятельности, сформулирован-ные учащимися. |
Знакомятся с практическим заданием, выбирают алгоритм выполнения работы, формулируют критерии оценки практической деятельности. |
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. |
6. Первичное закрепление |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
Обеспечивает соблюдение учащимися техники безопасности, корректирует работу при резьбе. |
Осуществляют разметку и резьбу геометричес-ких орнаментов по намеченному ранее плану. Анализируют свою деятельность, сравнивая выполненную работу с образцом. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция выполненной работы. |
7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция |
Определить типичные ошибки, пробелы в умениях, найти способы их устранения и совершенствования. |
Оценивает самоанализ учащихся. Обращает внимание на основные ошибки, обсуждает с обучающимися способы их устранения. |
Проводят самоанализ, выявляют свои ошибки и оценивают качество своей работы. |
Регулятивные: контроль, коррекция, поиск ошибок и способов их устранения. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Организовать обсуждение и запись домашнего задания |
Предлагает учащимся различные варианты домашнего задания (рисунок с натуры, проектирование геометрических орнаментов, отрисовка эскизов изделий с геометрической резьбой, подготовка сообщения о технике резьбы). |
Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуаль-ных возможностей, записывают домашнее задание. |
Регулятивные: умение выбрать задание по силам. |
9. Рефлексия деятельности |
Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности. Подвести итог проделанной работы на уроке и выставить отметки. |
Анализирует самооценку учащихся, комментирует их деятельность и работу, выставляет отметки за урок. |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, меняются заготовками и оценивают работу одноклассни-ков. |
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
Литература
1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф.Афанасьев. – 2-е изд. испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. – 256 с.
2. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М.Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.