Учебное занятие по технологии на тему «Основы геометрической резьбы по дереву» (для учащихся 6-го класса)

Разделы: Технология

Классы: 6, 7

Ключевые слова: технология


Цель урока: познакомить обучающихся с основным инструментом для резьбы по дереву и техникой геометрической резьбы по дереву.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с основным инструментом, используемым для резьбы по дереву, правилами безопасной работы и правильной организации рабочего места;
  • закрепить полученные знания при выполнении практического задания;
  • развить навыки работы обучающихся с ножом-косяком при выполнении линейных орнаментов геометрической резьбы;
  • воспитать чувства патриотизма у обучающихся через изучение исторических аспектов развития русского художественного ремесла.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, резные изделия в различных техниках, ножи-косяки (14 шт), учебная липовая дощечка (14 шт), карандаши простые (14 шт), линейки (14 шт), демонстрационный набор инструмента, доска с образцами орнаментов.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Знакомство с техникой геометрической резьбы и выполнение простейших элементов.

Регулятивные
Планирование собственной деятельности, формирование критериев для оценки своей работы, оценка качества практической деятельности.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из рассказа учителя и фрагмента видеоурока.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество с одноклассниками (умение договариваться о критериях оценки работы и важности каждого из критериев)

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренних потребности включения в учебную деятельность.

Подводит учащихся к теме урока, задавая наводящие вопросы, помогает определить границы знания и незнания. Создает мотивацию к учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные: общеучебные-логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизи-ровать их.

Повторяет с учащимися правила разметки древесины, напоминает основные понятия. Соотносит повторяемый материал с темой урока.

Повторяют правила разметки древесины. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Первичное усвоение новых знаний

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Рассказывает учащимся о резных традициях Тверского региона, показывает видеофрагмент, демонстрирует резные изделия, обращает внимание учащихся на технику безопасности при резьбе по дереву.

Участвуют в беседе, просматривают видеофрагмент, рассматривают образцы резных изделий, делают записи в тетрадях

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, изучать объекты.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, составлять классификацию, различать виды резьбы между собой.

5. Первичная проверка понимания

Вызвать эмоциональ-ный настрой и познаватель-ный интерес к теме.

Знакомит учащихся с практическим заданием, обращает внимание на основные ошибки при его выполнении, записывает на доске критерии оценки практической деятельности, сформулирован-ные учащимися.

Знакомятся с практическим заданием, выбирают алгоритм выполнения работы, формулируют критерии оценки практической деятельности.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Познавательные: применять полученные знания при разметке и резьбе геометрических орнаментов.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

6. Первичное закрепление

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Обеспечивает соблюдение учащимися техники безопасности, корректирует работу при резьбе.

Осуществляют разметку и резьбу геометричес-ких орнаментов по намеченному ранее плану. Анализируют свою деятельность, сравнивая выполненную работу с образцом.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция выполненной работы.
Познавательные: применять полученные знания при разметке и резьбе геометрических орнаментов.

7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Определить типичные ошибки, пробелы в умениях, найти способы их устранения и совершенствования.

Оценивает самоанализ учащихся. Обращает внимание на основные ошибки, обсуждает с обучающимися способы их устранения.

Проводят самоанализ, выявляют свои ошибки и оценивают качество своей работы.

Регулятивные: контроль, коррекция, поиск ошибок и способов их устранения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Предлагает учащимся различные варианты домашнего задания (рисунок с натуры, проектирование геометрических орнаментов, отрисовка эскизов изделий с геометрической резьбой, подготовка сообщения о технике резьбы).

Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуаль-ных возможностей, записывают домашнее задание.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9. Рефлексия деятельности

Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности. Подвести итог проделанной работы на уроке и выставить отметки.

Анализирует самооценку учащихся, комментирует их деятельность и работу, выставляет отметки за урок.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, меняются заготовками и оценивают работу одноклассни-ков.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Литература

1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф.Афанасьев. – 2-е изд. испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. – 256 с.

2. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М.Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.