Принципы разработки дифференцированных заданий для классной работы по английскому языку (на материале учебника Spotlight для 9-го класса)

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: английский язык, ФГОС


В настоящее время дифференцированные (разноуровневые) задания для классной и домашней работы являются стандартом работы по ФГОС. Разработано большое количество конкретных заданий по многим предметам, включая математику, русский язык, предметы естественно-научного цикла. Однако такой аспект, как дифференцированные (разноуровневые) задания для классной работы остается своего рода "белым пятном" на педагогической карте мира. И этому есть несколько объяснений.

1. Учителю удобнее вести в классе работу фронтально, чтобы были вовлечены все обучающиеся, например, в рамках разноуровневых групп. Однако здесь следует возразить, что работа в классе строится не для удобства учителя, а для повышения качества образования. Таким образом, этот аргумент не является серьезным.

2. Материал учебника (например, Spotlight 9) не предлагает дифференцированных (разноуровневых) заданий, таким образом, учителя испытывают проблемы с реализацией дифференцированной работы. Этот факт, действительно, представляет большую проблему, которую не решить разработкой отдельных заданий. Тут следует учесть, что при смене учебника при таком подходе задания к старому учебнику утратят актуальность, и соответственно, учителя окажутся без рабочего инструментария. Кроме того, обучающиеся в разных группах разные, проблемы тоже могут быть разными. Таким образом, необходимо вооружить учителя технологиями самостоятельной разработки дифференцированных (разноуровневых) заданий.

Для этого необходимо исследовать материал учебника и выделить основные группы заданий.

В приведенном в примере учебнике () можно выделить следующие группы заданий:

I. Задания для формирования речевых действий

а) Аудирование

б) Чтение

в) Монологическое говорение

г) Диалогическое говорение

д) Письменная речь

II. Задания на формирование лексических и грамматических навыков

Рассмотрим каждую подгруппу отдельно.

1. Задания для формирования аудирования

а) Задания, требующие прослушать и прочитать текст (одновременно) и выполнить задание (ответить на вопросы, закончить предложения (Урок 1b), сделать выписки (Урок 1g), запомнить факты (Урок 1i)).

Дифференциация заданий такого типа осуществляется за счет изменения объема помощи обучающемуся:

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Исключается чтение текста, текст только прослушивается, задание дается на карточке

Предоставляются печатный и аудиотекст

Предоставляются печатный и аудиотекст, а также карточка с семантизированными незнакомыми ключевыми словами.

Основное достоинство такой дифференциации очевидно: учителю не требуется самостоятельно разрабатывать задания, класс работает одновременно и фронтально, уровень трудности не сказывается на проверке (ответы у всех будут одинаковые).

б) Задания, требующие дополнить текст диалога, прослушать и проверить правильность сделанного выбора.

Дифференциация заданий такого типа осуществляется за счет изменения объема вставляемого материала:

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Вариант 1. Диалог "разбивается" на отдельные фразы, которые обучающийся должен выстроить в диалогический текст

Обучающийся работает по версии учебника

Вариант 1. Предлагаются 2 варианта реплик для вставления в каждый пробел

Вариант 2. Из диалога "вырезаются" дополнительно 2-3 фразы, ученик работает с карточкой с модифицированным заданием.

Вариант 2. Диалог восстанавливается, "вырезаются" отдельные слова и выражения для вставления (по теме урока)

2. Задания для формирования умения читать, требующие прочитать текст и выполнить задание (сопоставить абзацы и заголовки (Урок 2а), вставить пропущенные части (Урок 2d), отметить высказывания как верные, неверные или несотносящиеся с текстом учебника (Урок 2h)).

Дифференциация заданий такого типа осуществляется за счет изменения объема помощи обучающемуся и за счет модификации задания:

а) Задания, требующие прочитать текст и выполнить задание (сопоставить абзацы и заголовки (Урок 2а), вставить пропущенные части (Урок 2d)

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Сопоставить / Вставить и прокомментировать выбор (например, доказать словами из текста)

Сопоставить / Вставить

Предоставляются печатный текст, а также карточка с семантизированными незнакомыми ключевыми словами.

В этом случае изменяется объем работы каждого обучающегося, сильные обучающиеся затрачивают одинаковое с остальными время, так как объем работы у каждой группы разный. При этом сильные объяснят решение средним и слабым обучающимся, что дает учителю возможность использовать элемент взаимообучения. Ответы у всех будут одинаковые.

б) Задания, требующие отметить высказывания как верные, неверные или несотносящиеся с текстом учебника

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Учитель самостоятельно составляет утверждения (они являются более ложными), подготавливают комментарий

Работают по тексту учебника, подготавливают комментарий

Работают по тексту учебника

Во время проверки учитель фронтально проверяет задание у второй и третьей группы, после чего средние обучающиеся комментируют задание для слабо владеющих языком; учитель в это время выслушивает обучающихся с высоким уровнем владения.

3. Задания для формирования умения монологического говорения, требующие породить монологический текст (Уроки 3g, 3h)).

Дифференциация заданий такого типа осуществляется за счет изменения объема времени на подготовку и тип опоры обучающемуся, а иногда и за счет модификации задания:

а) Задания, требующие подготовленного высказывания

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Время на подготовку - до следующего урока
Можно использовать презентацию с опорными словами и иллюстрациями

Время на подготовку - до недели
Можно использовать презентацию с опорными предложениями и иллюстрациями

Пересказ текста учебника

В таком режиме необходимо несколько дифференцировать содержание задания, например, в Уроке3g требуется подготовить экскурсию по замку с привидениями. Следует средним учащимся дать задание по учебнику, а сильным предложить подыскать себе какой-нибудь замок самостоятельно или из предложенных учителем.

б) Задания, требующие не подготовленного высказывания

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Текст задания

Текст задания, план и иллюстрации

Текст задания, план с опорными словами и выражениями и иллюстрации

Различие состоит в опоре, которую предлагают обучающимся. В этом случае иногда логично начинать с более сильного обучающегося, который своим примером даст остальным образец высказывания.

4. Задания для формирования умения диалогического говорения, требующие (Уроки 4а, 4b).

Дифференциация заданий такого типа осуществляется за счет изменения объема помощи обучающемуся и за счет учета уровня обучающегося. Наиболее правильно ставить парами учащихся, которые имеют одинаковый уровень владения английским языком и психологически готовы к взаимодействию. Как и при формировании неподготовленной монологической речи, дифференциация идет за счет варьирования объема помощи обучающемуся: сильные обучающиеся получают только задания учебника, в то время как сильные и слабые получают карточку с необходимыми словами и выражениями.

5. Задания для формирования умения, направленные на формирование письменной речи (Уроки 5а, 5е).

Как и задания на для формирования монологической речи, они делаться на подготовленные и спонтанные письменные высказывания.

а) Задания, требующие подготовленного высказывания, дифференцируются за счет самостоятельности обучающегося. Во многих случаях черновик не требуется.

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Полностью самостоятельное высказывание

Учитель предоставляет помощь в составлении плана и проверяет на соответствие критерию "Решение коммуникативной задачи"

Учитель предоставляет развернутый план текста.

Самостоятельное высказывание с промежуточной проверкой учителя на соответствие критерию "Решение коммуникативной задачи"

Учитель предоставляет помощь в составлении плана, проверяет решение коммуникативной задачи и необходимых композиционных составляющих.

Учитель предоставляет образец текста.

Кроме того, для слабых учащихся иногда необходима помощь в редактировании лексических ошибок, то есть учитель может вычитать текст, подчеркнуть лексические и грамматические ошибки и предложить самостоятельно их исправить к следующему уроку; предоставляется право пользоваться словарем и грамматическим справочником. В некоторых случаях эта работа может быть весьма эффективной.

б) Задания, требующие порождения неподготовленного монологического высказывания.

Высокий уровень владения языком

Средний уровень владения языком

Слабое владение языком

Пишут высказывание по узкой теме, требующей использования конкретных лексических единиц

Пишут высказывание по заданию учебника

Выбирают тему из нескольких предложенных или формулируют самостоятельно

Если этот вид деятельности осуществляется в начале урока для актуализации знаний, умений и навыков по теме, можно разрешить обучающимся пользоваться дополнительными материалами. Так, сильные обучающиеся получат словари, средние и слабые могут пользоваться списком слов в учебнике (он значительно меньше по объему, и слова там организованы по темам).

III. Задания на формирование лексических и грамматических навыков

а) Задания для формирования лексических навыков (Уроки  6d, 6e, 6f).

Дифференциация заданий на лексику может идти за счет предоставления большей помощи, например:

1) использования словаря

2) использования выбора из двух слов

3) сокращения числа слов

4) использования промежуточного задания (например, сильные выполняют задание 1 на стр 104 по тексту учебника, средние могут использовать подсказки-карточки на столе учителя - подойти и посмотреть 2 слова, слабые сначала сопоставляют слова с переводом или иллюстрацией (задание учитель проверяет индивидуально), а затем задание по тексту учебника)

б) Задания для формирования грамматических  навыков (Урок 6с, 7c)).

Дифференциация заданий для формирования грамматических навыков может осуществляться за счет модификации задания:

1) вместо задания по тексту (как правило, это задание "Раскрой скобки" или ЭТрансформируй"), средние учащиеся получают выбор из трех, слабые - из двух форм. Ответы у всей группы будут одинаковыми;

2) средние и слабые выполняют задание по тексту учебника, а сильные составляют предложения самостоятельно;

3) Сильные выполняют упражнение на трансформацию, средние и слабые ищут в тексте выполненного упражнения ошибки и объясняют, почему это ошибки.

Все вышеизложенные технологии позволяют учителю наладить дифференцированное обучение английскому языку, не создавая второго учебника для учащихся с отличающимся уровнем обученности. Достоинства такого подхода несомненны: это и экономия времени учителя при подготовке к занятиям, и учет уровня обучающегося, что мотивирует его стараться, и дает возможность каждое задание выполнять в своем режиме: фронтальном, групповом и индивидуальном, не затрудняя переход от одной формы к другой.

Использованная литература

1. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. Английский в фокусе. 9 класс. - М., Express Publishing, 2016.

2. Катькина Е.В. Методическое пособие по русскому языку «Разноуровневые задания по русскому языку» https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-raznourovnevie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-1317911.html