Конспект занятия внеурочной деятельности по теме «Богородская резная игрушка» для обучающихся 3-го класса

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: Богородская резная игрушка


Цель: ознакомить обучающихся с народным промыслом «Богородская резная игрушка», научить создавать макет игрушки по типу «Кузнецы», развивать содружество, соучастие в работе, формировать навыки самооценки ученической деятельности.

Задачи по формированию универсальных учебных действий.

Личностные действия: развитие чувства уважения и любви к своей Родине, народу и истории; ценности традиций русского народа, ознакомление с миром профессий (резчик по дереву), формирование чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой (народно-художественным промыслом).

Метапредметные:

  • Регулятивные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - умение планировать свою деятельность, действовать по предложенному алгоритму, прогнозирование – умение предвидеть результаты своего труда и своих одноклассников, контроль - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, оценка - формирование рефлексивности оценки и самооценки, саморегуляция - формирование установок на улучшение результатов деятельности.
  • Познавательные действия: выделение и формулирование познавательной цели с помощью решения проблемных вопросов, предлагаемых учителем, структурирование знаний, решение представленной проблемы - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, управление свои поведением и поведением партнера на основе толерантности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ценностное и уважительное отношение к традициям, культуре и истории Подмосковья, умение обсуждать и анализировать собственную деятельность с позиций творческой задачи.
  • Метапредметные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, формировать интерес к народному искусству.
  • Предметные: узнавать богородские изделия среди других народно-художественных промыслов, развивать творческие способности при создании собственного проекта игрушки.
№ п\п

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Мотивация на обучение.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Регулятивные.

2

Актуализация знаний (4-5 мин.)

Знакомство с демонстрационным материалом (одна игрушка на пару детей).

Работают с демонстрационным материалом, анализируют представленное.
Обучающиеся рассматривают игрушки, сравнивают игрушки у соседней пары в ходе группового диалога.

Личностные, коммуникативные, познавательные.

3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин.)

Постановка проблемы. Обучающиеся отвечают на ряд вопросов:
- Что это?
- Как называется эта игрушка?
- Почему так называется?
- Какая эта игрушка (описательный характер)?
- О чем будет наше занятие?
Предложите тему занятия внеурочной деятельности.

Отвечают на вопросы.

 

Определяют тему занятия.

Личностные, коммуникативные, познавательные.

4

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(5-6 мин.)

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Информационная презентация учителя, сопровождающаяся слайд –шоу.
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне…
История создания игрушки. Говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу - вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Поиграли детки, порадовались, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.
Постановка проблемных вопросов по ходу показа презентации «Этапы изготовления игрушки на производстве»
-Предположить, из какого дерева может изготавливаться?
- Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
- Трудная ли работа резчика?
- Почему?

Работают с информацией, представленной в презентации.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов при прослушивании и просмотре презентации.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Переход к понятию «Труд», выполнение упражнения «Собери пословицу-пазл».

Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.

Выполняют данное упражнение в группе (3-4 человека) правильно и быстро.

5

Динамическая пауза (1 мин.)

Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
Машет белка не хвостом –
Размахивает молотком.
Отчего же, как на грех,
Всё не колется орех?
Курам просо не дают,
И они брусок клюют.
Возле пляшущих зайчат
Куры клювами стучат.

Выполняют динамические движения в соответствии с произнесенными словами по желанию детей.

Личностные, регулятивные

6

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(3 мин.)

Информационная презентация учителя, сопровождающаяся слайд – шоу и демонстрацией игрушек.
С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке.
В Богородском промысле несколько способов создания подвижных игрушек. «Куры, клюющие на кругу» – игрушка на балансе (внизу есть груз- шарик, раскачивая игрушку, баланс «дергает» ниточки и курочки оживают. Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки.
Игрушка на подвижных планках называется - развод.
Есть игрушки с внутренней пружиной – на кнопке.

Работают с информацией, представленной в презентации.

 

7

Первичное закрепление в форме игры «Забавы»
(6-8 мин.)

Задание к игровому упражнению «Забавы».

Обучающийся по желанию выбирает богородскую игрушку, характеризует ее, приводит в действие механизм (при наличии), предлагает ее название.

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

8

Практическая работа. Создание шаблона богородской игрушки «Кузнецы»
(25 мин.)

Создание плана работы. Выполнение практической части занятия по технологической карте
(Приложение). Развитие творческого начала при создании шаблона игрушки, раскраски ее, сборке деталей.

Индивидуальная помощь в процессе самостоятельной работы.

Совместно с учителем составляют план работы.
В соответствии с планом выполняют действия по обводке, вырезании, раскрашиванию, сборке деталей (работа в парах). Развивают эстетические чувства, моторику, чувства гордости к культуре родного края.

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

9

Рефлексия деятельности
(3 мин.)

Проведение рефлексии.
Можно использовать следующую схему:
- Я узнал на занятии...
- Я научился…
- Я смог…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось….
Продолжают предложенные высказывания.

Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Упражнение «Хочу подарить тебе комплимент»

Высказывают комплемент по выполнению совместной работы друг другу, по желанию публично.