В последние годы для обучения широко применяется технология деятельностного метода (ТДМ), при котором учащиеся приобретают знания благодаря собственным усилиям, а не простому запоминанию. В типологии уроков в системе ТДМ выделен урок рефлексии, в ходе которого учащиеся фиксируют и преодолевают затруднения, возникающие в их учебных действиях [См. подробнее:1]. В его основе лежит метод рефлексивной самоорганизации, который позволяет обучающимся упорядочить учебный материал (в данном случае, грамматический).
Как и любой урок, урок рефлексии имеет собственную структуру. Я не ставлю целью описать все этапы урока данного типа, остановлюсь лишь на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по подробному образцу и эталону. При характеристике данного этапа я опираюсь на работы Л.Г.Петерсон [См.: 2].
Подробный образец – это полное описание хода выполнения задания. Например, подробным образцом для самопроверки грамматического задания является полный ответ. В эталоне для самопроверки дается подробный образец выполнения задания и все правила, которые следует применить, чтобы сделать упражнение корректно.
Для того чтобы учащиеся выявили место и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие), дается «Самостоятельная работа № 1». После ее выполнения учащиеся могут разделиться на две группы: 1) учащиеся, не зафиксировавшие ошибки, 2) учащиеся, зафиксировавшие ошибки. Последние выявляют и фиксируют с помощью алгоритма самопроверки место затруднения, то есть где именно допущена ошибка, и причину затруднения (незнание алгоритма, правила, свойства и т.д.); для выявления места затруднения учащимся предоставляется подробный образец, а для выявления причины затруднения – эталон для самопроверки.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют «Самостоятельную работу № 2 “?”», аналогичную «Cамостоятельной работе № 1», но при этом выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки; затем проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки; после этого фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения или фиксируют его сохранение.
Учащиеся, не допустившие ошибки в «Самостоятельной работе № 1», выполняют «Самостоятельную работу № 2 “+”» с самопроверкой по предложенному образцу дополнительных заданий повышенного уровня.
Приведу пример подобных самостоятельных работ при изучении порядковых числительных учащимися 6 класса.
Grade 6. Порядковые числительные (Ordinal Numbers)
Самостоятельная работа № 1
1. Underline the correct form in each pair.
a) (4th) fourth – forth
b) (9th) ninth – nineth
c) (8th) eightth – eighth
2. Write the following numbers.
a) 12th – __________________
b) 20th – __________________
c) 15th – __________________
3.Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) I live on the (three) _______________ floor.
b) Today is the (one) _________________of October.
c) His birthday is on the (two) ________________ of January.
Подробный образец
1. Underline the correct form in each pair.
a) (4th) fourth – forth
b) (9th) ninth – nineth
c) (8th) eightth – eighth
2. Write the following numbers.
a) 12th – twelfth
b) 20th – twentieth
c) 15th – fifteenth
3. Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) I live on the (three) third floor.
b) Today is the (one) first of October.
c) His birthday is on the (two) second of January.
Эталон
1. Underline the correct form in each pair.
a) (4th) fourth – forth
b) (9th) ninth – nineth
c) (8th) eightth – eighth
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который» и образуются от количественных при помощи -th. При этом в числительном nine опускается буква е; к числительному eight добавляется только буква h.
2. Write the following numbers.
a) 12th – twelfth
b) 20th – twentieth
c) 15th – fifteenth
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который» и образуются от количественных при помощи -th. При этом в числительном twelve буквы vе меняются на f; в числительных, обозначающих десятки, конечная буква y меняется на ie.
3. Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) I live on the (three) third floor.
b) Today is the (one) first of October.
c) His birthday is on the (two) second of January.
Порядковые числительные от 1 до 3 образуются не по правилам. Их нужно запомнить. 1- one – first, 2 - two – second, 3 - three – third
Grade 6. Порядковые числительные (Ordinal Numbers)
Самостоятельная работа № 2 «?»
1. Underline the correct form in each pair.
a) (16th) sixteenth – sixth
b) (19th) nineteenth – nineteenth
c) (30th) thirtyth – thirtieth
2. Write the following numbers.
a) 5th – __________________
b) 8th – __________________
c) 40th – _________________
3. Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) February is the (two) ____________________ month of the year.
b) Her birthday is on the (one) _______________________ of May.
c) They live on the (three) ____________________________ floor.
Подробный образец
1. Underline the correct form in each pair.
a) (16th) sixteenth – sixth
b) (19th) nineteenth – ninteenth
c) (30th) thirtyth – thirtieth
2. Write the following numbers.
a) 5th – fifth
b) 8th – eighth
c) 40th – fortieth
3. Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) February is the (two) second month of the year.
b) Her birthday is on the (one) first of May.
c) They live on the (three) third floor.
Эталон
1. Underline the correct form in each pair.
a) (16th) sixteenth – sixth
b) (19th) nineteenth – nineteenth
c) (30th) thirtyth – thirtieth
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который» и образуются от количественных при помощи -th. При этом в числительных, обозначающих десятки, конечная буква y меняется на ie.
2. Write the following numbers.
a) 5th – fifth
b) 8th – eighth
c) 40th – fortieth
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который» и образуются от количественных при помощи -th. При этом в числительном five буквы vе меняются на f; к числительному eight добавляется только буква h; в числительных, обозначающих десятки, конечная буква y меняется на ie.
3. Open the brackets. Use the correct form of the ordinary number.
a) February is the (two) second month of the year.
b) Her birthday is on the (one) first of May.
c) They live on the (three) third floor.
Порядковые числительные от 1 до 3 образуются не по правилам. Их нужно запомнить. 1- one – first, 2 - two – second, 3 - three – third
Grade 6. Порядковые числительные (Ordinal Numbers)
Самостоятельная работа № 2 «+»
1. Make sentences.
a) October is (ten) month of the year. – ____________________________ .
b) (seven) month of the year is July. – _____________________________ .
c) They live on (six) floor. – _____________________________________.
2. Which floor are people on? Write sentences.
a) Tony and Tina / 12th – _______________________________________.
b) David / 21st – ______________________________________________.
c) Jane / 9th – ________________________________________________.
3. Answer the questions.
a) When is Ann’s birthday? (November 11) – _________________________.
b) When is Peter’s birthday? (March 8) – ____ ________________________.
c) Whose birthday is on (April 1)? – It’s Mark’s. _________________________.
Подробный образец
1. Make sentences.
a) October is (ten) month of the year. – October is the tenth month of the year.
b) (seven) month of the year is July. – The seventh month of the year is July.
c) They live on (six) floor. – They live on the sixth floor.
2. Which floor are people on? Write sentences.
a) Tony and Tina / 12th – Tony and Tina are on the twelfth floor.
b) David / 21st – David is on the twenty-first floor.
c) Jane / 9th – Jane is on the ninth floor.
3. Answer the questions.
a) When is Ann’s birthday? (November 11) – Ann’s birthday is on the eleventh of November.
b) When is Peter’s birthday? (March 8) – Peter’s birthday is on the eighth of March.
c) Whose birthday is on (April 1)? – It’s Mark’s. – Whose birthday is on the first of April? – It’s Mark’s.
Эталон
1. Make sentences.
a) October is (ten) month of the year. – October is the tenth month of the year.
b) (seven) month of the year is July. – The sixth month of the year is July. .
c) They live on (six) floor. – They live on the seventh floor.
В предложениях перед порядковыми числительными всегда употребляется артикль the или притяжательное местоимение.
2. Which floor are people on? Write sentences.
a) Tony and Tina / 12th – Tony and Tina are on the twelfth floor.
b) David / 21st – David is on the twenty-first floor.
c) Jane / 9th – Jane is on the ninth floor.
При образовании составных порядковых числительных только последний разряд выражается порядковым числительным, а предыдущие разряды – количественными числительными (как и в русском языке).
3. Answer the questions.
a) When is Ann’s birthday? (November 11) – Ann’s birthday is on the eleventh of November.
b) When is Peter’s birthday? (March 8) – Peter’s birthday is on the eighth of March.
c) Whose birthday is on (April 1)? – It’s Mark’s. – Whose birthday is on the first of April? – It’s Mark’s.
В датах пишется: December 25, a читается the twenty-fifth of December.
Таким образом, работа в технологии деятельностного метода предполагает большую самостоятельность учащихся по сравнению с традиционным уроком повторения и закрепления материала и создает условия для формирования универсальных учебных действий. Благодаря тому, что учащимся приходится сверять свои действия с образцом и эталоном, они лучше и прочнее запоминают учебный материал.
Литература
1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. Типология уроков деятельностной направленности // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 139-152.
2. Технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон: урок рефлексии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/app/lesson-r.php (дата обращения 10.06.2020).