Тип урока: урок-игра.
Цели урока:
- обучающая: проверка знаний обучающихся, их умения применять полученные знания при решении заданий;
- развивающая: развитие математической грамотности обучающихся, функциональной грамотности, развитие математической речи, кругозора, памяти, логического мышления;
- воспитательная: воспитание чувства самостоятельности, "чувства локтя" и дружбы среди учащихся, ответственности за конечный результат, воспитание совместной работы в коллективе для достижения поставленной цели.
Ожидаемый результат занятий
Учащиеся должны:
- Приобрести навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизировать долговременную память, способность переключать внимание с одного учебного материала на другой.
- Уметь оперировать полученными знаниями.
Информационно-технические средства: Компьютер, проектор, экран, слайды, экран, флипчат, плакаты, карточки с заданиями.
Взаимосвязь с другими науками: Связь с литературой, русским языком, историей, биологией, астрономией, физикой, биологией, статистикой, экономикой.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Вступительное слово преподавателя.
- Определение команд.
- Приветствие команд.
- Проведение закрепления изученного материала в виде игры «Морской бой».
- «Битва болельщиков».
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
1. Организационный момент
- Вступительное слово преподавателя.
Добрый день, дорогие друзья! Девизом нашего мероприятия станут слова великого ученого Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Сегодня мы с вами поплывем в океане открытий. Для этого давайте разобьёмся на две команды.
- Учащиеся разбиваются на 2 команды: «Черная жемчужина» и «Летучий голландец». Каждая команда представляет свою эмблему, девиз, название команды и представляет задание в виде исполнения гимна команды.
- Озвучиваются правила игры «Морской бой»
Правила игры:
- игроки делятся на команды по 8-10 человек,
- к каждой команде прикрепляется наблюдатель, который следит за правильностью ответов игроков и ведет подсчет баллов,
- команда в письменной или устной форме дает ответы своему наблюдателю,
- тексты заданий, а также позднее ответы к ним будут показаны на экране мультимедийного проектора,
- время выполнения задания от 1 до 3минут, в зависимости от сложности задания,
- за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл,
- за каждое попадание в корабль команда получает 1 балл,
- команды по очереди выбирают поля,
- команда, попавшая в корабль, продолжает выбирать поле,
- на игровом поле два однопалубных, два двухпалубных, два трехпалубных корабля,
- по окончании игры подводятся итоги «боя».
В ходе игры учащиеся учатся применять свои знания в новых, необычных для них ситуациях и используют уже полученные знания, учатся работать в команде.
2. Проведение закрепления изученного материала в виде игры «Морской бой»
Жеребьёвка
Ребятам предложено решить задачу. Команда, первой давшая верный ответ, начинает «бой».
Задача: В тесном трюме пиратской бригантины капитан Флинт и боцман Федя делили одно и то же делимое на разные делители: капитан Флинт с мрачной усмешкой - на 153, а боцман Федя со спокойной улыбочкой - на 8.Боцман Федя получил в частном 612. Какое частное получит Флинт? (32)
Вопросы:
- «Чёртова дюжина» – это сколько? (13)
- Пират Робин проплыл на лодке до необитаемого острова 2 км. Прибор показал, что в среднем он плыл со скоростью 6 км/ч во время всего пути. Сколько времени Робин затратил на весь путь? (20 мин)
- Пират нашёл клад из 900 монет. Чтобы побыстрее его унести, он положил 186 монет в шапку, 215 — в карман, 74 монеты запихнул в рот, 125 положил в правую ладонь, а 68— в левую. Сколько монет он не смог унести? (232 монеты)
- Вращающаяся дверь имеет три стеклянных перегородки, которые вместе с этой дверью вращаются внутри кругового пространства. Внутренний диаметр этого пространства составляет 2 метра. На корабле стоит такая вращающаяся дверь. Она делает 4 полных оборота за минуту. В каждом из трех секторов двери могут поместиться максимально 2 пирата. Какое наибольшее число пиратов может пройти через эту дверь за 30 минут? (720)
- Флинт, Джек Воробей и Робин ездят на велосипедах разных размеров. В таблице указаны расстояния, которые проезжают их велосипеды при разном числе полных оборотов колес.
- Робин прокатил вперед свой велосипед так, что при этом колеса сделали три полных оборота. Если Флинт сделает то же самое со своим велосипедом, то насколько дальше продвинется вперед его велосипед, чем у Робина? Ответ укажите в сантиметрах (282)
- Сколько полных оборотов должны сделать колеса велосипеда Джека Воробья, чтобы проехать 1280 см? (8)
- Три сотни умножить на две сотни. Сколько будет сотен? (600 сотен)
- За секретную карту заплатили 600 золотых и еще одну треть стоимости карты. Сколько стоит карта? (900)
- Флинт проделал путь в 12,253 мили, а Джек Воробей – 12,5 мили. Кто проделал больший путь? (Джек Воробей)
- Пираты нашли 4 сундука с золотом. Флинт взял себе 75%. Сколько ящиков с золотом забрал Флинт? (3)
- Какую часть часа составляют 15 минут? (1/4)
- Личный попугай капитана Флинта изучил 1567 слов на разных языках. 271 слово - на английском, 352 - на французском и 127 - на испанском языках. Остальные слова попугай почерпнул из великого и могучего русского языка. Сколько слов почерпнул личный попугай капитана Флинта из русского языка? (817)
- Какая мера длины наименьшая: метр, километр, сантиметр, дециметр? (сантиметр)
- Пираты разрезали верёвку на три части. Первая часть имеет 26 метров, что в 2 раза короче второй части, третья часть на 34 метра длиннее второй. Какова длина всей верёвки? (164 метра)
- Гора Фудзи ежегодно открыта для подъема людей только с 1 июля по 27 августа включительно. В течение этого времени на гору Фудзи поднимаются около 200 000 людей. Сколько примерно в среднем людей поднимаются на гору Фудзи каждый день? А. 340 B. 710 C. 3400 D. 7100 (С.3400)Решите уравнение: х – 25 = 1205 (1230)
- Пират нашёл клад из 900 монет. Чтобы побыстрее его унести, он положил 186 монет в шапку, 215 — в карман, 74 монеты запихнул в рот, 125 положил в правую ладонь, а 68— в левую. Сколько монет он не смог унести? (232)
- Вычислите: 1,2 *3,4 (4,08)
- На какое число делятся все числа? (на 1)
- Чему равно три в четвёртой степени? (81)
- Как называется «нижняя» часть дроби? (знаменатель)
- Чему равен угол в квадрате? (90 градусов)
- Вычислите: 12,13 – 4,7 (7,43)
- Назовите наименьшее натуральное число (1)
- Сколько существует натуральных чисел, в записи которых не употребляется цифра 1? (72)
- Вычислите: 13,45 * 1000 + 1 (13451)
- Джек прошёл 13 метров 4 дециметра. Сколько сантиметров прошёл Джек? (1340 см)
- Что больше: 2 тонны, 999 граммов, 25 центнеров, 115 килограммов? (2 центнера)
- Какую часть метра составляют 20 сантиметров? (1/5)
- Вычислите: 570,5 – 45,2 (525,3)
- Вычислите: 132,3 + 41,7 (174)
- Какое происхождение имеет слово «арифметика»: арабское, греческое, китайское, индийское? (греческое)
- В группах детского сада всего 150 детей. Если в каждой группе по 14 девочек и 16 мальчиков, то сколько всего мальчиков в детском саду? (80)
- Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)
- В трюме было 240 кг муки. Во время пути использовали пятую часть. Сколько муки осталось в трюме? (192)
- Какой знак нужно поставить между 4 и 5, чтобы получилось число большее 4 и меньшее 5? (запятая)
- Как называется число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
- Разгадайте ребус (пирамида)
- Древнегреческая задача.
- Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
- Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении и, кроме того, есть три женщины.
Сколько всего учеников посещают школу Пифагора? (28)
3. «Битва болельщиков»
Этот конкурс проводится во время подсчета баллов.
Предложенное задание развивает математическую речь обучающихся.
Прочтите правильно вопрос.
|
Вопрос |
Ответ |
1 |
В овощном магазине купили 8 (кг) (яблоки) и 900 (г) (помидоры). |
В овощном магазине купили 8 килограммов яблок и 900 граммов помидоров. |
2 |
В магазине большой выбор (носки), (чулки), (ботинки) и модельных (туфли). |
В магазине большой выбор носков, чулок, ботинок и модельных туфель. |
3 |
Яна купила 1 (кг) (груши) и 500 (г) (вафли). |
Яна купила 1 килограмм груш и 500 граммов вафель. |
4 |
В магазине купили 5 (кг) (макароны) и 600 (г) (томаты). |
В магазине купили 5 килограммов макарон и 600граммов томатов. |
4. Подведение итогов игры
Жюри подсчитывает количество очков, набранных командами, заполняются грамоты. Озвучиваются результаты.
5. Рефлексия
«Острова»
Ребятам предлагается оценить свою работу, выбрав остров, на котором он сегодня побывал: остров удовольствия, тревоги, вдохновения, грусти и т.д.
Использованная литература
- «Энциклопедический словарь юного математика», Гнеденко Б.В.- Москва 1985 г.
- «Математика. Справочные материалы», Просвещение. Москва 1988г.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., «Наука», 1984,
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М., «Наука», 1991
- https://ru.calameo.com/read/004169815646bb42bfe42