Ещё в позапрошлом веке К.Д.Ушинский сказал, что школе никогда не сломать жизни, но жизнь легко опрокидывает любую школу.
Наши ученики живут сегодня в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Они, конечно, ощущают эту неспокойную атмосферу, но обычно не могут самостоятельно, без помощи взрослых ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей.
Именно поэтому я, учитель физики, своё педагогическое кредо формулирую так: «РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЕДИНЕНИЕ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ».
Я уверена, что воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания, равно как и обратное.
Сегодня в обучении физике, да и в образовании в целом, много проблем. Это – слабая материально-техническая база или полное её отсутствие, прежде всего, снижение авторитета образования, особенно на селе, и приоритета высшего образования. Я имею ввиду не образование ради денег, а ради знаний, истины.
Дабы преодолеть эти проблемы, я решаю следующие задачи:
- усвоение основ физики, развитие прикладных умений;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие творческих способностей каждого ученика;
- формирование умений мыслить;
- развитие интереса к физике.
Как реально возможно решить, и решаются мною эти задачи в процессе обучения и воспитания на уроках физики?
Так вот, важнейшим направлением своей деятельности я считаю работу над содержанием физического образования в школе, которая заключается в построении наиболее логичной структуры изучения различных разделов физики. Я строю изучение любого раздела физики таким образом, чтобы фундаментальные понятия и всеобщие законы использовались в качестве стержневой идеи для объяснения сути явлений.
Не отступая от государственной программы по физике, я корректирую её содержание и последовательность изучения тем, чтобы обеспечить согласованность с программами других предметов (математики, химии, биологии, информатики).
В «погоне» за стандартом я пытаюсь не допускать формального заучивания определений и бессмысленного запоминания формул, чтобы у учащихся не вырабатывалась такая негативная привычка, с которой потом приходится бороться.
Особое внимание уделяю языку изложения материала. Главный критерий – доступность изложения, ибо через речь, словесное описание явления происходит осмысление его сущности.
На уроках всё время работаю над развитием физической речи учащихся. С этой целью использую словесные логические цепочки, в которых выстроены кратко сформулированные утверждения, факты, выводы, формулы.
Немаловажное значение, я считаю, играет вопрос осуществления непрерывности образования при обучении физике.
Обычно систему непрерывного образования представляют в виде «дошкольное образование – школа - ВУЗ». Я же считаю, что эта схема была бы более полной, если бы в ней присутствовали ещё две ячейки: «семья» и «улица». Ибо они, считаю я, также «участвуют» в процессе обучения.
Что я понимаю под непрерывностью физического образования?
Физика для учащихся 7-8 классов является новым предметом, в процессе изучения которого вводится много терминов.
Учащимся сложно сориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерений, математических выражений, состоящих из этих величин. Они порой путают обозначения физических величин, а ещё чаще их единицы измерения.
Чтобы облегчить задачу знакомства с физическими величинами и их единицами измерения, я создаю с учащимися физический словарь ( создание описано в статье в рубрике «Нам пишут» журнала «Физика в школе» № 3 за 2006 г ). Он рисуется на последней странице рабочей тетради, которая, как правило, рассчитана на работу в 7 и 8 классах.
Физический словарь содержит несколько подсказок: как обозначается величина, единица её измерения, скалярная или векторная величина.
Положительным моментом создания такого словаря является то, что он всё время «под рукой» ученика. Заполняется словарь постепенно (в течении 7 и 8 классов). На уроке изучается физическая величина, и дети сами спешат «поселить» её в словарь.
Трудности здесь возникают следующего характера: дети порой забывают внести величину в словарь. Избежать этого можно, если время от времени проводить «ревизию» накопленных величин – У кого в словаре больше величин? А какой величины нет у тебя? А как ты занёс данные такой-то величины?
Для решения сложной проблемы непрерывного образования на этапе «школа - ВУЗ» я делаю следующее:
- «приближаю» терминологию, используемую в преподавании в школе, к вузовской;
- приучаю школьников к формам обучения, которые применяются в ВУЗах (семинары, конференции, коллоквиумы и др.);
- ориентирую учащихся на вузовские требования к рефератам и докладам, к проектам;
- унифицирую требования к проведению практикумов в школах и ВУЗах (постановка задачи, способ её решения, анализ полученного результата).
Важным считаю осуществление межпредметной связи при преподавании физики (с математикой, литературой, биологией, химией, информатикой). Эта связь позволяет показать общность и единство законов природы и путей её познания, помогает ученикам увидеть явление со всех сторон.
Наиболее эффективным в этом направлении, считаю я, являются интегрированные и бинарные уроки.
Один из важнейших принципов моей работы – это организовать обучение физике, широко используя демонстрационный эксперимент. Пусть это не всегда современные опыты. Главное – это показать так, чтобы убедить ребёнка.
Демонстрационный эксперимент» работает» на любом этапе учебной деятельности.
Демонстрационный эксперимент должен быть осознанным опытом, а не фокусом. Необходимо, чтобы он был наглядным, чётким, относительно несложным и сопровождался точным исчерпывающим объяснением.
Главное в эксперименте – поиск научной истины, т. е. верного с точки зрения физики решения рассматриваемой проблемы.
Большое значение уделяю домашнему заданию для учащихся.
Чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать интерес к ней, практикую различные творческие задания: составление физических задач, проведение наблюдений и опытов и пр.
Интерес у учащихся вызывает взаимный опрос. При этом искусство постановки вопроса оценивается также, как и умение правильно отвечать на него.
Какую бы форму проверки домашнего задания я не использовала, я никогда не обращаюсь к классу с вопросом «Кто готов к уроку?», ибо сам вопрос подразумевает, что к уроку можно быть и не готовым. Я говорю детям: «Кто желает выступить по такому-то вопросу?», «Вопрос такой-то осветит такой-то» и в этом роде.
Такое отношение располагает учащихся не только ко мне, н и к предмету. После такого официального и красивого обращения ребёнку сложно сказать традиционное «не готов». Но даже если «роковое» «не готов» и звучит, я не отчаиваюсь и не спешу ставить оценку «2». Поднимаю ребёнка позже и не раз. Но никогда не позволяю себе, раз посадив ребёнка, забыть о нём до конца урока.
Очень живо у меня проходят «уроки открытых мыслей» (термин Шаталова). Один из таких уроков я регулярно посвящаю Дню космонавтики. После рассмотрения основных вопросов мероприятия, предлагаю учащимся дискуссию по вопросам: А как бы повёл себя Ю. А. Гагарин, живи он сегодня? Ударился бы в политику? Ушёл бы в бизнес? … Сколько учеников в классе, столько и мнений. Такой ход дискуссии формирует культуру диалога.
На уроках физики сегодня не обходится без электронных образовательных ресурсов. Таких, как: «Открытая физика», «Живая физика» и др.
Альберт Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».
Я всегда ставлю пред детьми перспективу: ближнюю и дальнюю.
На уроках я часто рассказываю детям об учёных прошлых лет и современности. Творцы физической науки оставили не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.
Учащимся, которые видят физику строгой, официальной, состоящей из формул, законов, выводов, рассуждений, это очень импонирует. Умело использованный юмор способствует лучшему контакту с классом.
Опыт многих лет работы в школе подвёл меня к выводу, что наиболее эффективным в обучении физике в 10-11 классах является переход к блочно-модульной системе изучения физики. Выбор аргументирован тем, что на изучение физики в общеобразовательных школах (базовый класс) отводится только по 2 часа в 7-11 классах. Учащихся, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ, бывает немало. К тому же, вследствие перегруженности, у детей снижен уровень подготовленности к восприятию нового материала. А блочно-модульная система основана на изложении учебного материала, необходимого для описания целого круга явлений, а не «дробление» его изучением отдельных параграфов учебника. Это позволяет выделить больше времени на решение заданий ЕГЭ.
В работе я постоянно вдохновляю учеников на поиск нового. В каком бы состоянии класс не пришёл ко мне (возбуждённый после урока физкультуры или утомлённый после контрольной), я пытаюсь установить с ними контакт, даю возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, мгновенно оценив ситуацию в классе и скорректировав как план урока, так и своё поведение. Другими словами, я режиссирую свой урок. Я «тку» его из эмоций, настроений, чувств и своих учеников.
Так или иначе, я пытаюсь на каждом уроке привить учащимся любовь к творчеству, интерес к знаниям и учёбе, воспитать желание дерзать и творить. Считаю важным, чтобы всем учащимся было интересно заниматься физикой на каждом уроке.
В заключение хочу сказать: я – учитель! Учу детей добывать знания, как и требует ФГОС. Делюсь с детьми своим мироощущением, пониманием человека, прививаю любовь к природе, труду.