Технологическая карта конструирования урока. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, Звук [ш], буквы Ш ш


Технологическая карта конструирования урока

Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Тема урока

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (изучение нового материала)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Вычленять звуки из слова, различать понятия «звук» и «буква», различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и
глухие.

Регулятивные: учатся с помощью учителя формулировать цель, планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Познавательные: сравнивать различные языковые единицы, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Сформировать уважительное отношение и интереса к художественной культуре.Проявление уважения и доброжелательности друг к другу.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Видеоотрывок из сказки А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке
https://www.youtube.com/watch?v=tb9-jAPX78k.

учебник «Азбука», счётные палочки.

ПРП

Книги В. Даль «Девочка Снегурочка», «Василиса Прекрасная», А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Компьютер.
Счетные палочки.

Основные понятия

Звук, характеристика звука, буква. Пословица. Сочетания ШИ.

Форма проведения урока

фронтальная

Этап урока
(название, время, цели)

Деятельность
учителя
(ГЛАГОЛ)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников
(ГЛАГОЛ)

I. Мотивационно-целевой этап

Показывает книги. Выставка книг: В. Даль «Девочка Снегурочка», «Василиса Прекрасная», А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Помогает.

Направляет.

- Посмотрите отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке».
- Понравилось?
- Хотите узнать, что было дальше? Попросите дома взрослых прочитать вам книгу.
Сравнивают. Сопоставляют.
Объясняют.
Рассуждают.
Составляют предложение.
Нарисуйте дома иллюстрацию к сказке. Проиллюстрировать

Направляет

Какой первый звук?
Можем дать ему характеристику?
Почему?

Определяют.

Объясняют

II. Актуализация опорных знаний

Направляет.
Помогает.

- Какая тема урока?
- Цель?

Загадки:
Он стоит в углу один,
Деревянный господин.
Книжных полок повелитель,
Многих знаний он хранитель.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...

Анализируют

Ш. Изучение нового материала - Давайте понаблюдаем над звуком в словах с. 17 шкаф, карандаш.
- Работа со схемами слов шкаф и карандаш
Работа с алгоритмом с 17.
Что вы можете о нем рассказать?
Проанализировать
Демонстрирует - Понаблюдайте где находится язык (артикуляция звука: язык прижимается к небу)
Какой это звук?
Исследовать.
Уточняет Характеристика звука (согласный, глухой, всегда твердый) Определяют
Показывает Почему всегда твердый?
- Кто знает, какой буквой обозначаются звук ш? (Показ буквы). В каком случае пишется заглавная буква Ш? назовите примеры.
Рассуждают
Противопоставляет - Согласный звук [ш] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной. Объясняют
Пофантазируйте, на что похожа буква Ш?
- Покажите рукой.
Сравнивают
Выложите букву Ш из счетных палочек. Конструируют, демонстрируют
- Сейчас поиграем в игру на внимание. Я буду произносить слова, а вы, если услышите в них новый звук - хлопайте в ладоши. Готовы?
Слова: шарф, шашки, игрушка, мел, школьник, малина, шубка, шишка, шапка, школа.

Анализировать

Противопоставляет - Откройте учебник на стр.17. Прочитаем слоги.
- Как произносятся слоги ши, ше? Что необычного в этих слогах?
- Какой вывод можем сделать?
Работа в паре. Прочитайте слова.
- Прочитайте слова, написанные с заглавной буквы. Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Какими еще именами можно дополнить?
Какие еще слова напишем с большой буквы?
Чем отличаются слова карандаш и карандаши?
- Составьте предложение со словом школа.

Исследуют

Демонстрируют знания.

Демонстрируют знания.

Информирует Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.
- О чем вы прочитали?
- Как вы понимаете выражение: «горели кисти рябин»?
- Как вы понимаете слово «кисти»?
Рассуждают. Объясняют

Направляет

-А какие еще значения слова кисти вы знаете?
-Как называются слова, имеющие несколько значений?
-Давайте придумаем имена детям, которые пошли в лес, но чтобы в именах обязательно был звук [ш]. - Что вы можете сказать о детях, которые пришли в лес.
Давайте озаглавим иллюстрацию.

Соотнесение

Придумывают

IV. Самоконтроль и самооценка

- Прочитайте слова на доске.
Слова: шишки, машина, карандаши, горошина.
Какой звук слышим после звука [ш]?
- А что написано?
- Сочетание ШИ пиши с буквой и.
- Какие еще сочетания вы знаете?
Работа по учебнику на с.16 в парах
Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

Противопоставляют

Демонстрируют знания

Раскрывает смысл

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок.
- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?
- Сколько букв ш нашли в тексте?
Задание учебника: Обсудите с другом, может ли шутка разрушить дружбу?

Объясняют
Рассуждают.
Исследуют.
Рассуждают.

V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Уточняет

- Давайте вспомним, какую цель ставили себе на урок?
- Достигли цели?
- Где могут пригодиться вам новые знания?
- Дайте характеристику новому звуку. Какой он? Чем он интересен?
- С каким правилом познакомились?
- Давайте оценим свою работу на уроке: кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, много читал, отвечал на мои вопросы - поднимите оранжевый смайлик. А кто считает, что он не старался на уроке, что мог бы работать лучше -выберите голубой смайлик.

Делают вывод

Выбирает