"Грамоте учиться – всегда пригодится!" (В рамках недели русского языка в начальной школе)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Неделя русского языка


Танец «Хлеб–соль»

Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен.
Хлебом да солью всех гостей встречать,
Низко в пояс поклониться.

Очень рады встрече нашей!
С добрым словом, и с любовью,
И с душой гостям мы скажем:
«С хлебом-солью, с хлебом-солью!»

День добрый, гости званные, желанные!
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать!

Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать!
Я вопросам вашим рад: расскажу вам без утайки
О моей большой стране, о народе и себе.
Мой огромный материк все зовут Русский Язык.

Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.

Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Выходят

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего.

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Много языков на свете разных –
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.

Наш язык и скромен, и богат, Рубен
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово "высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты "темно” -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь "ароматно” ты –
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты "красиво” -
Пред тобою сразу вся Россия!

Песня «Моя Россия»

Ведущий: - Русский язык окружает нас с рождения. Первые слова, которые мы слышим, произносятся на этом языке.

Мама поет колыбельную песню, бабушка рассказывает сказки, используя певучие слова русского языка. Потом мы учимся читать и открываем для себя волшебный мир великой русской литературы.

Ведущая: Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира.

Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке -значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Есть особая страна –
Орфография моя. В ней сначала побывайте,
Правила мои узнайте и потом не забывайте!

Я Орфография – хитрая дама,
Заставляю учить орфограммы:
Колос- колосья, частица и часть.
Сами слова не дадут им пропасть
Если вы вдруг в затруднении что же,
Тут вам словарик , конечно, поможет!

Все, слова, оскорблены тем, что так искажены.
Буква А и буква О обижаются давно:

Буквы (хором):

Скачем мы без всяких правил, как ПАВЛУША нас заставил,
Будто мы ему враги, хоть из книжки той беги!

Буква О:

Исковеркает он слово, Пишет через А — «карова».
Букве А стоять здесь стыдно, ей и больно и обидно.

Буква А:

Вдруг у этого Павлуши выползут из- под пера
То какая-то «трова», то какие-то «драва».
Ведь завянет травка даже, коль при ней такое скажут!

- Милый школьник! Брось лениться!
Так учиться не годится!

- Невозможно без вниманья получить образованье!
Будет поздно! Так и знай! Станешь неучем, лентяем!

В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,

Нужно слово изменять
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.

Фонетика сегодня
Вас всех с собой зовёт.
В стране той много звуков
И разных букв живёт.
Мы с вами звуки слышим
И произносим их,
А буквы видим, пишем
В тетрадочках своих.
Кто фонетику полюбит
И в науке разберется,
Никогда в правописании
Трудных слов не ошибётся.

Морфология - страна,
Частями речи заселена!
Разделили части эти на известные морфемы:
Приставки, корни , суффиксы..
Все слова из них запомни,
И об этом всем напомни!

Чтобы грамотными стать Гор (Русский язык)
Нужно правила учить,
Чаще буковки писать
И книги добрые любить.

ПЕСНЯ ПРО ИН.ЯЗЫКИ (танцуют)

Фея: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день!

Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами:

«Спасибо» и «пожалуйста», «прости» и «извини» –
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения
Есть еще одна – таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»- волшебные слова
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед волшебным словом двери отворяются
Пусть они почаще повторяются!

Родная речь, родной язык любимый, Вика
Мы силу черпаем в тебе во все века,
Ты – наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка.!

Песня «МОЯ РОССИЯ- МОЯ СТРАНА»…

Ведущая: Обычно первый язык, на котором учится говорить человек – это родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык.

Слово - дело великое, святое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Ведущий: В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех.

1.

Я важнее всех на свете!
Очень впечатлительное
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Убедить меня легко
Два вопроса: кто? и что?

Обозначу все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,
По вопросам узнавай.

2.

Я важнее всех на свете
Сильно любознательное
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дам ответ:

Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

ГЛАГОЛ

3.

Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела УХОЖУ с головой.
Задачи РЕШАЮ, на скрипке ИГРАЮ,
Сынишку соседки в коляске КАТАЮ.
Я пряжу МОТАЮ, и хлеб ПОКУПАЮ,
На стадионе голы ЗАБИВАЮ.
Укроп ПОЛИВАЮ, кусты ПОДСТРИГАЮ
И чисто-пречисто весь двор ПОДМЕТАЮ.
Дорожки в саду я песком ПОСЫПАЮ,
А после работы в тени ОТДЫХАЮ.

Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить.

- Нет, я важнее, потому что красивее.

- А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?

- Кто Вы? – спросили разом все.

- Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры?

- Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты?

- Части речи все нужны,
Части речи все важны!
Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного.

А кроме Вас есть и другие части речи: самостоятельные и служебные.

1.

Не задать вопрос к предлогу.
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова —
Служба в дружбу такова.

2.

Служит связью слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит!

3.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

4.

Не и ни — у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

5.

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

6.

Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать)
Который? Первый, иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я числительным.

А потом ------- а потом?
У теплой печи
Повторяем
Части речи! (ВСЕ)

Язык родной!
Он нужен всем
Писать, читать, творить.
Но прежде нужен он затем,
Чтоб просто говорить.

Русские красавицы во всём мире славятся.
И душой прекрасные, словно зорьки ясные.
Как берёзки стройные и душой достойные.
Вы в стихах воспетые, песнями согретые.

ТАНЕЦ «РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ»

Люблю я свой язык родной-
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.

Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя.

Родина – это звёзды Кремля
Родина – это леса и поля,
Родина – это трель соловья,
Это Великая наша Москва.

Есть родные дорогие
Очень важные слова.
В школе мы их прочитали:
мама, Родина, семья.

Поверьте,
Кто русский плохо знает,
Тот многое в жизни теряет!

Ребята, слушайте наказ:
Чтобы грамотными стать людьми,
Законом стать должно для нас
Беречь язык родной страны!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно,
И не сможет, верю, умереть!

Ведущая

Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Любите русский язык! Изучайте русский язык! ВСЕ