Конспект занятия по Севастополеведению. Подвиг брига "Меркурий"

Разделы: Краеведение

Класс: 3


Цель: познакомить с историей Черноморского флота, прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину на примере подвига брига «Меркурий».

Задачи:

  • Сообщить новые факты о подвиге брига «Меркурий», командире корабля А.И.Казарском, истории создания первого памятника в Севастополе. Формировать систему знаний об истории рождения города Севастополя и Черноморского флота.
  • Развивать умения получать информацию в результате смыслового прочтения текста, умения самостоятельной работы и работы в парах по решению общих учебных задач. Развивать критическое мышление, внимательность.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, культурное отношение к памятникам города, любознательность.

Оборудование: печатные тетради «Мой любимый город Севастополь» 3 класс (1 часть), кроссворд у каждого ученика, репродукция картины И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», портрет А. Казарского.

Ход урока

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи.

II. Актуализация опорных знаний

1. Разгадывание кроссворда.

- Вопросы кроссворда помогут вспомнить нам о людях, связанных с историей возникновения города Севастополя и Черноморского флота.

По горизонтали сверху вниз:

1. Сооружение для безопасного плавания судов в море (маяк).

2. Сын шотландского офицера, первый командир Севастопольского порта, руководитель закладки первых строений города (Макензи).

3. Фамилия великого русского полководца (Суворов).

4. Фамилия человека, ставшим морским офицером в 19 лет, командира Азовской флотилией, командовал создаваемым Черноморским флотом. (Клокачёв).

5. Адмирал, благодаря которому Черноморский флот одержал много побед, возведены портовые и крепостные сооружения, госпиталь, водопровод, сад для прогулок (Ушаков).

6. Имя императрицы по распоряжению которой был создан город Севастополь (Екатерина).

7. Фамилия князя, который был генерал-губернатором Новороссии (Потёмкин).

8. Фамилия адмирала, командира Черноморского флота, не проигравшего ни одного морского сражения (Грейг).

III. Мотивация учебной деятельности

- Какое ключевое слово у вас получилось по вертикали, которое связано с темой сегодняшнего урока? (Меркурий)

Приём «Ассоциативный куст»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово Меркурий? (на доску записывается это слово и варианты ассоциаций - планета, бог торговли, подвиг, бриг…)

IV. Сообщение темы урока, цели и задач

- Сегодня мы познакомимся с подвигом моряков брига Меркурий под руководством капитана Александра Ивановича Казарского и памятником в городе Севастополе, посвящённым этому событию.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассматривание репродукции картины Ивана Константиновича Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями».

2. Беседа по сюжету картины.

Под влиянием войны 1828 года художник написал множество полотен на военную тематику. Сюжет этого произведения также взят из истории.

- Что изображено на картине?

В середине мая 1829 года русский бриг "Меркурий" начал бой с двумя кораблями турецкого флота.

- Сравните размеры кораблей. У турок были линейные быстро-парусные корабли.

3. Словарная работа.

- Прочитайте значение слова бриг в тетрадях, с.34. (Бриг - это двухмачтовый военный корабль с открытой батарейной палубой, на которой располагалось от 16 до 28 орудий. Предназначался для дозорной службы).

- Силы не были равны, но смелая команда легендарного корабля предпочла смерть. Дух и воля принесла бригу "Меркурий" тяжелую победу.

Корабль вышел победителем. Подвиг моряков был отмечен даже противниками.

4. Работа с печатной тетрадью.

- Прочитайте рассказ, с.34 о подвиге брига «Меркурий».

5. Беседа по содержанию рассказа.

- Когда произошло это событие?

- С каким количеством кораблей столкнулись в Чёрном море 3 российских корабля?

Какой корабль отстал и решил вступить в бой с турецкими судами?

- Кто был командиром брига «Меркурий»?

6. Рассказ учителя о А.И.Казарском.

- Рассмотрите портрет в тетради. Александр Иванович Казарский - скромный морской офицер , имевший чёткое понятие о чести и верности Отечеству, герой русско-турецкой войны, капитан 1-го ранга, кавалер ордена Святого Георгия. Получил широкую известность после того, как 18-пушечный бриг «Меркурий» одержал победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями.

6. Приём «Мозговая атака».

- Подумайте, зачем перед боем у входа в пороховой погреб положили заряженный пистолет?

7. Физминутка «Морская гимнастика».

Солнышко сияет (руки вверх),
Плещет легкая волна (движение руками в сторону),
Камушки катает (встряхиваем руками внизу).
Что-то ветер стал крепчать (круговые движения руками),
Волны выше поднимать (руки вверх, встать на носочки).
И запенилась вода (присесть на корточки),
Знать, сердитая она.
Вот и снова тишина (встать, руки по швам),
Солнышко сияет (руки вверх).
Плещет легкая волна (движение руками в сторону),
Камушки катает (встряхиваем руками внизу).

VI. Закрепление и осмысление полученных знаний

1. Работа с печатными тетрадями с.34-35. Решение задачи.

- Чтение условия задачи учащимися.

- Самостоятельное решение задачи.

- Взаимопроверка решения в парах. Сравнение ответов.

- Коллективная проверка работы.

2. Рассказ о памяти подвига брига «Меркурий».

Командиру "Меркурия" присвоено звание флигель-адъютанта. В офицерские гербы участников сражения было внесено изображение тульского пистолета – того самого, что лежал на шпиле брига. Тогда же высочайшим указом предписывалось: после того как бриг придёт в негодность, построить новый под названием "Меркурий" или "Память Меркурия". В Военно-морском флоте России служили морской тральщик "Казарский" и гидрографическое судно "Память Меркурия".

В 1834 году на Матросском бульваре на средства, собранные моряками, был заложен памятник А.И.Казарскому и бригу "Меркурий".

3. Работа с печатными тетрадями, с. 35.

- Рассмотрите фотографии известных памятников Севастополя.

- Назовите, кому они посвящены. (А.И.Казарскому, П.С.Нахимову)

- Внимательно просматривая строчку, зачеркните буквы «Л» и «Н», прочитайте какой из этих памятников был установлен первым.

4. Обобщение знаний.

Памятник А.И.Казарскому стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе. Автор проекта – академик архитектуры А.П.Брюллов, брат известного художника. На высоком постаменте выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример".

VI. Итог урока

1. Беседа-рассуждение.

Поэт-севастополец, матрос Черноморского флота В.Суковский написал об этом так:

Для наших матросов,
что ныне стоят
на страже Отчизны,
в дозоре, —
Всегда будет подвиг Казарского свят,
Как свято родимое море.
- Как вы понимаете эти слова?

2. Рефлексия.

Опорные слова записаны на доске:

  • Узнал…
  • Понравилось…
  • Затрудняюсь…
  • Поделюсь…
  • Расскажу…