Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Для успешного развития творческих способностей педагог проводит с детьми большую работу это: проведение бесед, лекций, докладов по истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация сменных и постоянно действующих выставок детских работ, оформление к различным праздникам.
Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая должным образом очень важна. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности. Грамотно построенная творческая обстановка в объединении прямым образом связана с улучшением качества работ, повышает качество организационных решений, повышает профессиональные навыки учащихся.
Основная задача занятий в творческом объединении декоративно-прикладного творчества - развитие творческих способностей детей в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства.
Особенности организации процесса занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи.
Воспитать у учащихся эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Развить творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
Научить, грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов.
Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию.
Воспитать стремление использовать полученные знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров.
Важным видом занятий являются ознакомление учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Педагог имеет возможность подробно рассказать о произведении, о творческом пути художника, сравнить произведения мастеров, используя информационные технологии. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках педагога. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.
Наибольший эффект дают такие методы, как:
- творческое задание;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- дискуссия (организация обсуждения материала);
- создание креативного поля;
Творческие классические методы
- Эволюция – метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения, от предыдущих, новые немного лучше старых.
- Синтез – в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
- Повторное использование – данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.
Методы стимулирования:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательности;
- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;
- постановка перспективы (ближней, рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня, средней, на неделю, четверть или год и дальней, на несколько лет).
Проектные методы обучения на занятиях ДПТ
«Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. Практика показывает, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Этапы занятий ДПТ на примере творческого объединения «Сверкающий мир»
Весь период занятий разделен на несколько этапов: подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно-прикладного искусства, выясняются склонности, способности и предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше, чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим делом.
На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель и консультант, иногда параллельно с ребёнком выполняет, для наглядности, то же изделие, что и ребёнок. На третьем этапе идет анализ изготовленных изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого развития ребёнка (выбор изделия, выбор жанра, комбинирование жанров).
В объединении занимаются дети 9-13 лет. Ребята первого года обучения работают по образцам и самостоятельно. При работе по образцам развиваются навыки, художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот или иной материал, какими средствами достигается создание образа. На втором году обучения кружковцы разрабатывают свои изделия, используют все те знания, навыки и умения которые они получили не только на занятиях декоративно-прикладного творчества, но и рисования, черчения, литературы, технологии и др.
Большие возможности в развитии творчества заключают в себе новые технологии в декоративно-прикладном творчестве, например, текстильная пирография (выжигание по ткани). Эта область прикладного творчества ещё окончательно не сформирована, и каждый мастер вносит в эту технику что-то своё. Выжигание основано на способности синтетических тканей плавиться, под воздействием высокой температуры. Работа выполняется специальным инструментом для пирографии. Текстильная пирография позволяет имитировать некоторые виды прикладного творчества, обучение ведется по образовательной программе «Текстильная пирография» (имеет статус радикальной, утверждена ИПКРО г.Иркутска, автор Кочергина О.Г.). В программе интегрируются знания по культурологии, колористики, композиции, литературе, черчению и графики, разных видов рукоделия, дизайна, эстетике внешнего вида и культуре поведения, выставочной и проектной деятельности.
Учащиеся по этой программе, регулярно становятся победителями выставок и конкурсов рисунка и декоративно-прикладного творчества различных уровней. Так за последние два года, мои ученики приняли участие в 25 конкурсах - городского(8), всероссийского(12) и международного уровня(5). Из них - 1х мест - 15, 2х - 6, 3х – 3.
Педагогический опыт показывает, что художественное выжигание по ткани способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности (постоянно действующие выставки детских работ), стимулирует фантазию и мышление, прививает навыки общественно-полезного труда (подготовка изделий и сувениров к различным праздникам и ярмаркам, изготовление образцов, оформление выставок, изготовление красивых и нужных вещей для жизни человека).