Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: развитие речи, Двигательная активность


Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.

Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений  (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда».

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением.  И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности  занимают игры с мячом.

Почему с мячом?

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.

С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять..»? Ее можно поводить на любом лексическом материале. (Животные, птицы, одежда, мебель и т.д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.

Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.

  • «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
  • «Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
  • «Какой сок» (образование относительных прилагательных)
  • «Скажи наоборот» (использование антонимов)
  • «Назови детеныша»

2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.

«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)

Туфли, валенки, сапоги - обувь.

«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)

Игры на формирование звукопроизношения

«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч  и называют слово на заданный звук. (С)

«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.
Пуговицы, длинноногих страусов.

«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.

Игры на развитие фонематического слуха

«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.

Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.

Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)

Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.

Ш:

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.

«Мяч перекати, звук в слове замени»

Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.

Ш:

сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Споры-шпоры

Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.

Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных  текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:

«Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.
«Топ-топ» - топают ножки.
«Га-га-га» - хлопают «крыльями».
«Тик-так» - наклоны в стороны

Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.

На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.

Петрушка

Стоит в лесу избушка,

Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка.

Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Олени, носороги,

Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги

Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты

Выполнять «пружинку», руки на поясе.

Идут после охоты

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки.

Малиновка, овсянка, живая обезьянка,

Ритмичные взмахи руками.
Покачивание туловища вправо-влево;
руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

 

Попрыгать, поиграть.

Прыжки

Стоит в лесу избушка,

Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка.

Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки

Ходьба.

Попрыгать, поиграть.

Прыжки

Проговаривать в сочетании с речью можно и скороговорки.

У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы.

Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны.

Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе.

Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.

Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).

Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.

При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.

Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.

Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. О руки с напряжением в стороны, УУУ руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаютсявысоко, встать на носочки. РРР руки перед собой двигаются кисти, сссс- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.

И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев.

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.

Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.

2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.

4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2005.

5. Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! / Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.