Истинность высказываний со словами: «НЕ», «И», «ИЛИ». 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4

Ключевые слова: информатика


Цель урока: обучение определению истинности высказываний, содержащих слова «не», «и», «или».

Задачи урока: Учебные (образовательные):

  • Формирование навыков осмысливания информации.
  • Формирование навыков работы с прямой и косвенной информацией;
  • Формирование навыков определения истинности  высказываний с логическими связками «не», «и», «или»;

Развивающие:

  • Развитие логического мышления;
  • Развитие навыков решения логических задач;
  • Развитие познавательных умений;
  • Развитие наблюдательности.

Воспитательные:

  • Воспитание здорового образа жизни;
  • Воспитание мотивов учения;
  • Воспитание бережного отношения к технике;

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: компьютеры, мультимедийный экран, проектор,  рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство «Баласс»), карточки для самостоятельной работы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Разминка-повторение (5 мин).
  3. Проверка домашнего задания (3 мин).
  4. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).
  5. Работа с учебником (10 мин).
  6. Домашнее задание и его инструктаж (2 мин).
  7. Практическая работа (10 мин).
  8. Физкультминутка (2 мин).
  9. Самостоятельная работа учащихся (5мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • самостоятельная работа.

Формы работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • фронтальная.

Презентация

Ход урока

Орг. момент.

Разминка-повторение.

ТРУДОЛЮБИВАЯ СТАРУШКА (Юнна Мориц) Слайды 1-4.

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!

Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту -
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под брёвнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом-за мальчишку! -
Затеяв уборку
И быстренько уши промыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла -
За мальчишку!

Теперь -
За ленивую, сонную мушку!-
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!

Ах, завтра старушке
Придётся опять
За мушку-летать,
За мальчишку-читать,
За кошку-мышей на охоте
Хватать,
За мышку - в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?

Слайд 5. Назовите всех жителей избушки. Старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка.

Перед вами два множество, которые …не пересекаются. Назовите два таких множества жителей избушки. (ленивых и трудолюбивых).

Давайте распределим элементы.

Слайд 6. Дайте название множествам персонажей, которых можно обозначить такой схемой (множество и подмножество). Множество жителей, множество людей.

Слайд 7. Дайте название двум множествам жителей избушки, которые…пересекаются. (множество ленивых, множество летающих).

Назовите множество на пересечении кругов.

Множество слева? Справа? Нелетающих лентяев, Неленевых летунов.

Проверка домашнего задания. Слайд 8. Стр.4 - №6.

Объявление темы урока: слайд 9. Зарисовать схемы.

Сегодня на уроке мы вспомним все, что вы знаете о высказываниях.

Слайд 10-11. Стр. 7 - № 8

Учитель: Открываем рабочую тетрадь на Странице 7, выполняем упражнение № 8.

Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи. Прочитайте слова. Прочитайте множества в таблице. Давайте распределим слова по множествам.

Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 6 слов, обозначены квадратом.

Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 2 слова, обозначены кругом.

Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 3 слова, обозначены трапецией.

Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?

Ученик: Все слова находятся за пределами круга.

Учитель: Заштрихуйте.

Если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры;

Если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур;

Если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах.

См. продолжение статьи

Самостоятельная работа