Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
- добровольность,
- конфиденциальность,
- взаимоуважение,
- равноправие сторон,
- нейтральность и беспристрастность медиатора,
- прозрачность процедуры.
Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Арт-медиация — это новый способ развить культуру участия в музейных пространствах. В Европе профессия «медиатор» появилась около 40 лет назад. В России же практика равного диалога между зрителем и музеем (открытые показы, образовательные программы, дискуссии, лекции) была введена сравнительно недавно. Один из результатов нововведения — надписи «медиатор» на бейджиках работников выставочных залов. «У меня с посетителями обычно происходят долгие и глубокие беседы. Медиатор — это же про общение. Моя задача — личностно соотнести зрителя с выставкой. Когда мы можем подключить к восприятию свой опыт, впустить искусство в личное пространство, тогда ощущение становится более осознанным. Мне кажется, в современном искусстве вообще важно концептуальное, эмоциональное подключение: присоединиться, прикоснуться к нему», — объясняет мне в разговоре Татьяна. Она волонтер-медиатор в MMOMA. Художник, дизайнер и педагог. Кандидат наук по специальности «Техническая эстетика и дизайн». Закончила Лондонский университет искусств. Вернувшись в Москву, преподавала в Британской высшей школе дизайна. Попробовать себя в роли медиатора она решила в феврале через группу в фейсбуке «Волонтёры ММОМА».
«Медиатор — это свобода. Экскурсовод старается не отклоняться от заданной программы, а мы можем позволить себе импровизировать…» (Диана Листопад. Журнал Discours.io «Кто такие арт-медиаторы»)
Задача медиатора как раз и состоит в том, чтобы помочь собеседнику создать собственный взгляд, критически осмыслить изобразительные практики. Медиаторы не навязывают единственно верную трактовку, они способствуют формированию плюрализма мнений и равноценности каждого высказывания.
Первые медиаторы начали появляться в 2014 году на Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Петербурге. После эту практику переняли Уральская индустриальная биеннале и ГЦСИ в Нижнем Новгороде.
Работаю учителем изобразительного искусства в школе уже более 38 лет. Это достаточное время, чтобы понять особенности предмета, психологические нюансы и проблемы школьной жизни. Общаясь с детьми с 1 по 9 класс на уроках изобразительного искусства,
я вижу, как развиваются дети в художественном плане. И, даже если они обучаются в художественной школе, это недостаточное условие полного и активного развития их в большом коллективе общеобразовательной школы. Порой талантливые дети закрыты. Им сложно найти соответствие своим стремлениям в школе. Школьная программа по изобразительному искусству всего час в неделю. И очень хочется, чтобы в школе увидели и оценили талант юных художников обучающиеся, учителя, родители.
Длительное время (начиная с 2012 года), я стараюсь работать со старшеклассниками 5-9 классов, используя метод проектов. Обучаясь по программе В. С.Кузина, мы находим художественную деятельность, как правильную и организующую многие воспитательные моменты школьного образования. Мы проводим акции и конкурсы, участвуем в выставках, конференциях, создаем арт-объекты, украшаем интерьер школы, создаем декорации и украшения сцены для праздников, у нас есть свое издательство «55 квартал», обучающимися проводятся уроки в форме виртуальных экскурсий, сообщений о художниках, картинах, книгах, стилях и направлениях в искусстве.
Оформление комнаты психологической разгрузки.
Термин «Арт-медиация» возник не случайно. Конфликты в среде школьников - явление понятное и, в общем, контролируемое школой. В этой работе арт- медиаторы, на мой взгляд, являются важным активным двигателем. Хотя ,возможно , по скромности творческих индивидуальностей, художников, им трудно войти в активную школьную среду. Во-первых, потому что изобразительное искусство в школе отодвигается на последний план и используются только результаты художественного труда школьников. Другое – творчество, как изначальное явление в школьной программе последнего десятилетия
почти отсутствует.
В 2019 году я взяла своей методической темой «Арт-медиация в школьном пространстве» и подготовила коллектив7в и 3в класса к участию в форуме «Дети - детям». Каждый представлял тему по-своему. Учащиеся выступали арт-медиаторами и работали до конца учебного года с рабочей тетрадью арт-медиатора. (РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ АРТ-МЕДИАТОРА.
Скачать (.pdf, 1,9Mb)). Это стало проектом и зачетной работой семиклассников.
Изобразительное искусство является одним из предметов, стимулирующих детское творчество. Например, в качестве курсов дополнительного образования (краткосрочных курсов) большую часть представляют собой именно курсы художественного или технического творчества. Для краткосрочных курсов мной были предложены авторские разработки «Рисуем пастелью», «Песочные арт-техники», «Лепка из пластилина. Мелкая пластика», «Каллиграфия». Каждый из этих курсов, в какой-то мере, является арт-терапевтическим. Так возникло понимание важности художественного творчества в школьной программе.
Отдельно хочу остановиться на краткосрочных курсах, как части арт-терапевтического решения конфликтности. Мелкая моторика - действующий компонент креативного и художественного мышления. Известный педагог Монтессори сказала «Таланты детей находятся на кончиках пальцев». Поэтому лепка из пластилина и глины – очень активное и понятное творчество для детей и родителей. Рисование песком и пастелью кроме тактильных ощущений развивают образное мышление, яркое и разнообразное цветовосприятие.
Рисуем песком и лепим из пластилина.
Краткосрочный курс «Каллиграфия» уже трансформировался в целое направление деятельности - проект под названием «Научись красиво писать», который охватывает все параллели с 1 по 9 классы. Дети умеют писать грамотно и красиво, пишут авторские надписи (леттеринг), оформляя газеты, открытки, листовки и рисунки не только на изобразительном искусстве, но и на иностранном языке, русском языке и истории, других предметах.
Параллельно, работая со старшеклассниками, я обратила внимание на активную художественную позицию подростков. Они живо интересуются развитием своего поселка, города, украшением интерьера и быта дома и школы. Используя метод проектов, мы с детьми пришли к решению украшения интерьера и экстерьера школы.
Проект «Я люблю этот мир» реализовывался в школе с 2017 года, и охватывал 7,8 и 9 классы. Проект был социально-экологический. Учащиеся 8в класса вместе со мной попытались украсить, обновить старый парк в микрорайоне, девятиклассники выполняли проекты с использованием природного материала в создании новогодних или других праздничных инсталляций в школьном интерьере, украшали и оформляли двор школы.
Участие школьников в оформлении школьного интерьера, создание собственных эскизов и дальнейшая работа по росписи стен, забора и других объектов поддерживались мной на уроках изобразительного искусства и в профильных пробах по профессии «Художник-оформитель», социальных практиках c 2013 года. По эскизам обучающихся с группами обучающихся 8-10 классов под моим руководством во время летней практики были оформлены малый спортивный зал, коридоры 2 этажа, детская раздевалка, даже комнату психологической разгрузки мы придумали и оформили вместе с детьми-десятиклассниками.
Арт-медиация в школьном пространстве – это активное вовлечение детей, родителей и учителей в создание художественной и музейной среды в школе. Организуя программное образование по изобразительному искусству в школе с 1 по 8 класс, я стараюсь привлечь обучающихся разных классов и разных возможностей к художественному творчеству. Кто-то является хорошим графиком, у кого-то замечательное чувство цвета, а кто-то просто хорошо рисует аниме. Творческие выставки «Времена года» проводятся в моем кабинете уже два года. Целый месяц в конце четвертей кабинет изобразительного искусства превращается в галерею художественного творчества взрослых и детей. В выставках принимают участие учащиеся, выпускники, учителя, родители, умеющие создавать красивые художественные объекты, или просто хорошо и грамотно выполняющие работы на уроках. В библиотеке мы организуем выставки иллюстраций к художественным произведениям, в коридорах и классах тоже – тематические выставки рисунков, фотовыставки. Перед карантином я успела оформить выставку творческих работ в библиотеке рядом с чудесными книгами о нашем крае.
Следующим важным двигателем и развивающим моментом в художественном творчестве является общение с искусством, живым и наглядным. Так возник курс «Музейный гид» составленный мной для 3 класса. Их открытия и начинания отражаются в газетах «Арт-обоз» и «55 квартал», которые выпускаются творческим коллективом под моим руководством уже 5 лет.
Газеты рассказывают о жизни школы - учителей, родителей, учащихся как единого творческого коллектива. Эти газеты существуют в школе, поселке и ТОС «Заречный» г. Перми. Это рисованные газеты-коллажи из фотографий, рисунков, интервью обучающихся, учителей, родителей, гостей школы – продукт «Арт-журналистики».
Газета «55 квартал»
Удивительное творчество музейных работников, музейные уроки, экскурсии для учеников, мастер-классы в Пермской галерее с большим интересом воспринимаются и детьми и родителями. Экскурсии «Искусство на улицах нашего города», запланированные мной, не успели полностью завершиться. Мы успели познакомиться только с малой частью скульптур и арт-объектов, путешествуя по городу. Но это интересное общение не останется без продолжения. Во время дистанционного образования виртуально мы посетили многие красивые места нашего города, познакомились с историческими памятниками нашей Родины и нашего края.
Самоизоляция хорошо повлияла на наш проект. Музеи открыли онлайн площадки и экскурсии, индивидуальную работу с детьми - различные мастер-классы. Это и повлияло на мое решение представить свой материал на фестивале «Открытый урок». Благодарю учеников и родителей школы за активную жизненную позицию, ТОС «Заречный», учителей и администрацию школы за сотрудничество в художественном воспитании нашего подрастающего поколения.
Используемая литература
- «Вестник Санкт-Петербургского института культуры».
- Арутюнян.Ю.И. «Объекты культурного наследия как образец…». 2018.
- Гольдман И.Л. «Арт-медиация как форма творческого развития». 2019.
- ГЦСИ-Екатеринбург «Медиация в сфере искусства». 2015.