Конспект урока русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, Заглавная буква в именах собственных


Предмет: русский язык.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Класс: 1.

УМК: Школа России «Русский язык. 1 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Цели:

  • Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных.
  • Научить отличать имена собственные от нарицательных имён существительных.
  • формировать УУД.

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; находить границы предложений; безошибочно списывать текст из учебника и с доски.
  • личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

  • познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • коммуникативные: принимают участие в работе; приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости;
  • регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Образовательные ресурсы: слайд-презентация «Заглавная буква»; режим доступа в Иинтернет:
https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

(1 слайд)

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.

- Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Минутка чистописания

- Отгадайте загадку:

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днем домой.
(Валенки)

(2 слайд)

- Сколько в этом слове слогов, букв, согласных и гласных звуков? (3 слога, 7 букв, 7 звуков)

- Открыли тетради.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- На следующей рабочей строчке запишите заглавную и строчную букву Вв. (3 слайд)

- Составьте предложение со словом валенки и запишите его.

- Как оформляется предложение на письме? (начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку).

2. Работа с пословицами

(4 слайд)

  • Ласковое слово – гнев укрощает.
  • Чужая душа – потемки.
  • Поспешишь – людей насмешишь.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Какие буквы пропущены? Докажите.

- Запишите любую пословицу в тетрадь.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске слова.)

Кошка, собака, корова, Мурка.
Плотник, Иван, летчик, строитель.

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Мурка, Иван)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто назовет тему урока?

(5–6 слайды)

Просмотр видеосказки, про заглавные буквы

https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html

Сказка о том, что произошло однажды с буквами.

В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!

Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная!

- Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного!

- Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас!

Тогда в спор вступила буква «О»:

- А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной!

Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью.

- Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся.

- Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.

- Хорошо! – согласились буквы и стали внимательно слушать волшебницу.

А рассказала она им следующее:

Буквы в русском языке бывают заглавные и строчные. Заглавные буквы еще называют прописными.

Заглавная буква отличается от строчной высотой, а иногда и начертанием. Например, русские буквы "А", "Б", "Г".

С заглавной буквы пишется первое слово текста, первое слово после. … ? ! знаков, заканчивающих предложение.

IV. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику

Упр. 1 стр. 122.

- Прочитайте группы слов.

- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.

- Сделайте вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы? (7 слайд)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

2. Словарная работа

- В какой стране мы живем?

- Назовите столицу России.

(8 слайд)

3. Достопримечательности города (9–12 слайды)

- Запишите в словарик новое слово Москва. Поставьте ударение, подчеркните опасное место. Придумайте и запишите в тетрадочку предложение с новым словарным словом.

4. Физкультминутка

(13 слайд)

Учитель называет слово, которое пишется с маленькой буквы, - дети ставят руки на пояс и делают наклоны вперед, если слово пишется с большой буквы – руки вверх и подпрыгивают.

Рекс, река, Москва, город, Максим, цветок, Иван, Волга, стол, муравей, Ольга.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 стр.124.

- Прочитайте ласковые формы имен.

- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет?

- А как вы ласково называете своего братика или сестренку?

- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?

Упр. 5 стр.124

- Скажите, что есть у каждого человека, кроме имени, чтобы его можно было отличить от других? (Фамилия и отчество)

- А как пишутся фамилии и отчества?

- Выполните задание.

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Выполните упражнение самостоятельно по заданию учебника.

2. Устное задание по слайдам (14–15 слайды)

VI. Подведение итогов урока

(16 слайд)

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…

Все молодцы! Спасибо за урок!

(17 слайд)