Предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Класс: 1.
УМК: Школа России «Русский язык. 1 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Цели:
- Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных.
- Научить отличать имена собственные от нарицательных имён существительных.
- формировать УУД.
Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; находить границы предложений; безошибочно списывать текст из учебника и с доски.
- личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
- познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- коммуникативные: принимают участие в работе; приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости;
- регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Образовательные ресурсы: слайд-презентация «Заглавная буква»; режим доступа в Иинтернет:
https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
(1 слайд)
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.
- Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Минутка чистописания
- Отгадайте загадку:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днем домой.
(Валенки)
(2 слайд)
- Сколько в этом слове слогов, букв, согласных и гласных звуков? (3 слога, 7 букв, 7 звуков)
- Открыли тетради.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
- На следующей рабочей строчке запишите заглавную и строчную букву Вв. (3 слайд)
- Составьте предложение со словом валенки и запишите его.
- Как оформляется предложение на письме? (начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку).
2. Работа с пословицами
(4 слайд)
- Ласковое слово – гнев укрощает.
- Чужая душа – потемки.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Какие буквы пропущены? Докажите.
- Запишите любую пословицу в тетрадь.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске слова.)
Кошка, собака, корова, Мурка.
Плотник, Иван, летчик, строитель.
- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Мурка, Иван)
- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)
- Кто назовет тему урока?
(5–6 слайды)
Просмотр видеосказки, про заглавные буквы
https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html
Сказка о том, что произошло однажды с буквами.
В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!
Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная!
- Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного!
- Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас!
Тогда в спор вступила буква «О»:
- А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной!
Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью.
- Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся.
- Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.
- Хорошо! – согласились буквы и стали внимательно слушать волшебницу.
А рассказала она им следующее:
Буквы в русском языке бывают заглавные и строчные. Заглавные буквы еще называют прописными.
Заглавная буква отличается от строчной высотой, а иногда и начертанием. Например, русские буквы "А", "Б", "Г".
С заглавной буквы пишется первое слово текста, первое слово после. … ? ! знаков, заканчивающих предложение.
IV. Изучение нового материала
1. Работа по учебнику
Упр. 1 стр. 122.
- Прочитайте группы слов.
- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.
- Сделайте вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы? (7 слайд)
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Словарная работа
- В какой стране мы живем?
- Назовите столицу России.
(8 слайд)
3. Достопримечательности города (9–12 слайды)
- Запишите в словарик новое слово Москва. Поставьте ударение, подчеркните опасное место. Придумайте и запишите в тетрадочку предложение с новым словарным словом.
4. Физкультминутка
(13 слайд)
Учитель называет слово, которое пишется с маленькой буквы, - дети ставят руки на пояс и делают наклоны вперед, если слово пишется с большой буквы – руки вверх и подпрыгивают.
Рекс, река, Москва, город, Максим, цветок, Иван, Волга, стол, муравей, Ольга.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 стр.124.
- Прочитайте ласковые формы имен.
- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет?
- А как вы ласково называете своего братика или сестренку?
- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?
Упр. 5 стр.124
- Скажите, что есть у каждого человека, кроме имени, чтобы его можно было отличить от других? (Фамилия и отчество)
- А как пишутся фамилии и отчества?
- Выполните задание.
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Выполните упражнение самостоятельно по заданию учебника.
2. Устное задание по слайдам (14–15 слайды)
VI. Подведение итогов урока
(16 слайд)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
Все молодцы! Спасибо за урок!
(17 слайд)