Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности/ Тема урока: "Деление и умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач изученных видов"

Разделы: Математика

Ключевые слова: Деление и умножение многозначного числа на однозначное


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Тема урока: Деление и умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач изученных видов.

Цели: рассмотреть письменные приёмы деления и умножения многозначного числа на однозначное, развивать навыки устного и письменного счёта, логического мышления; воспитывать интерес к математике, активность, внимание учащихся.

Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления и умножения многозначного числа на однозначное, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка.

Оборудование и источник информации: раздаточный материал (карточки «Задачи с инструкциями»). Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 2, рабочая тетрадь по математике.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: в конце урока ученики

  • знают алгоритм умножения и деления многозначного числа на однозначное;
  • умеют умножать и делить многозначное число на однозначное.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формировать выводы;
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать.

Личностные:

  • умеют сотрудничать со сверстниками.

Ход урока

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание.
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
И мы начнём урок.
Будем отвечать активно. Хорошо себя вести!
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

2. Мотивация

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните всё, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

3. Актуализация знаний

Любая в математике работа не обходится без устного счёта.

Презентация.

- 42.552:6 Сколько цифр будет в частном?

- 485 * 100 Звёздочка - это умножить.

- 356.000:1.000

- Сколько минут составляют 1/4 часа? (15 мин)

- Какую часть года составляют 4 месяца? (1/3)

- Какое расстояние пройдёт пассажирский поезд за 6 часов двигаясь со скоростью 90 км/час? (540км)

- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 25см и 10 см.

- Масса кочана капусты 2кг 400г. Это в 6 раз больше массы свёклы. Какова масса свёклы? (400г)

Итак, ребята, кто понял, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Правильно, тема урока: "Деление и умножение многозначных чисел на однозначные и решение текстовых задач".

4. Обобщение и систематизация знаний

Ум и сердце в работу вложи – каждой секундой в труде дорожи.

Математический диктант. (взаимопроверка)

- 21.000

21.000

- 5 сотен тысяч, 5десятков тысяч

550.000

- 256ед. 2 класса, 198 ед. 1класса

256.198

- 47ед. 2класса, 47 ед. 1класса

47.047

- 9ед. 6разряда, 2ед. 5разряда, 6ед. 2 разряда.

920.020

- 7ед. 4разряда, 4ед. 1разряда.

7.004

Подчеркните, сколько в каждом числе сотен. (оценивают дети)

5. Физминутка

Не беда ошибиться – беда не исправиться.

Решение примеров. Вспомним алгоритм деления и умножения. (оценивают дети)

521.680:8 = 65.210

8.132*5 = 40.660

799*200 = 159.800

15.828:4 = 3.957 

4.107*9 = 36.963

 

Математика – это гимнастика ума. Жизнь – это движение. Работа головы – это движение мысли. Движение – это желание. А где есть желание, там всегда найдётся…путь.

Какие три величины характеризуют движение?

Как найти скорость? Время? Расстояние?

6. Решение задач

Самолёт пролетел 4.000 км со скоростью 10 км/мин. Поставьте вопрос и решите задачу. (4.000:10 = 400мин = 6ч 40мин)

Выразить 400 минут в часы и минуты.

Работа с учебником с. 14 №51 (устно)

- Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертёж.

- Что сказано о времени движения? (Они выехали в 9 ч и встретились в 11ч)

- Значит, они выехали одновременно. Как узнать, сколько часов они были в пути? (11-9=2ч)

- Прочитайте задачу 2. Что значит «встретились через 40мин»? (Значит оба были в пути 40 мин)

- Чем похожи эти задачи?

- А как вы думаете, почему флажок, т.е. место встречи, на первом чертеже находится на середине отрезка, а на втором – ближе к велосипедисту? (В 1 задаче говорится о велосипедистах, их скорость одинаковая. А во 2 задаче речь идёт о мотоциклисте и велосипедисте. Скорость у них разная, значит за один и тот же промежуток времени мотоциклист проедет большее расстояние).

Решение задачи. Найти площадь заштрихованной фигуры.

- Как найти площадь?

Записываем формулу. Самостоятельно решаем. Проверяем у доски. (по вариантам)

1 вариант

80*60 = 4.800мм2

30*20 = 600мм2

4.800-600=3.600мм2

2 вариант

50*90 = 4.500мм2

10*20 = 200мм2

4.500-200=4.300мм2

Решение задачи.

Овощеводы собрали урожай огурцов. С первой теплицы собрали 1.215 кг огурцов и разложили в коробки по 9 кг в каждую. Со второй теплицы – 1.248 кг и разложили в коробки по 8 кг в каждую. Сколько всего коробок потребовалось овощеводам, чтобы разложить весь урожай огурцов?

- Кто такие овощеводы? (специалист по овощеводству)

- Что такое овощеводство? ( выращивание овощей, как отрасть растениеводства)

- Подберите однокоренные слова к слову овощеводство. (овощи, овощеводы, овощехранилище, овощеводческое хозяйство)

- Назовите отрасли растениеводства? (овощеводство, полеводство, плодоводство, цветоводство).

Решение задачи (1 ученик у доски) Оценивают дети.

1.215 : 9 = 135 (к.)

1.248 : 8 = 156 (к.)

135 + 156 = 291 (к.)

7. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

  • Довольны ли вы своей работой?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что было легко?
  • Что вызвало затруднения?
  • Оцените свою работу на уроке (смайлик)

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

Д/задание. С 19 №5, №6 на логическое мышление.