Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 18 часов. Программа может быть реализована в течение года, ориентирована на учеников 8-11 классов.
По завершении основной школы выпускник уже должен осознанно выбрать дальнейший образовательный путь к будущей профессии, профессиональному самоопределению. Для основной школы характерен социальный тип профессионального самоопределения, в рамках которого обеспечивается пространство выбора возможного приложения сил, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого школьника. Выпускники должны освоить социальный смысл различных сфер профессиональной деятельности.
Одним из направлений профессионального самоопределения может быть медицина. Профессия медицинского работника привлекает и настораживает ответственностью за жизнь человека. Случайный человек в медицине формально выполняет свои обязанности и может нанести немалый ущерб психическому и физическому состоянию больного. Этот курс позволит познакомиться с основами медицинских знаний, ознакомит с разными видами деятельности. В настоящее время эта профессия востребована, всегда есть возможность найти работу.
Программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников провести профессиональные пробы. Большое значение имеет социальная практика, во время которой, ребята научатся применять знания на практике в процессе выполнения проектов. Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения в выборе профессии.
Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки – все эти факторы ухудшают состояние здоровья взрослых людей и подрастающего поколения. В «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения» Министерства здравоохранения РФ указано на необходимость «формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни путём обеспечения их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний».
Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Этот курс опирается на знания, полученные на уроках биологии, физики, химии, ОБЖ, но не дублирует их, а расширяет. Он является необходимым для учащихся, так как заставит школьников задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель курса: Создание условий для профессиональной ориентации учащихся, расширение и углубление знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
1.Знакомство с системой основ медицинских знаний.
2. Формирование знаний, умений и навыков для оказания первой медицинской помощи.
3. Формирование установок медицинских знаний на здоровый образ жизни.
4. Организация ситуации выбора профиля обучения и профессиональной деятельности.
5. Выработка умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, работать самостоятельно и в группе, умения рефлексии и самооценки.
Планируемые результаты обучения:
- профессиональная ориентация
- выбор профиля в дальнейшем
- воспитание сострадания, гуманизма, милосердия
Важнейшим итогом проведённых занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
- Здоровый образ жизни и вредные привычки (выпуск санбюллетеня)
- Организация физкультминуток во время урока (составление памятки)
- Проект «Профессиональная карьера»
Методы обучения: Лекции, беседы, экскурсии, практикумы, тренинги, социальная практика, проектно-исследовательская деятельность, тестирование.
Содержание
1. Введение
1). Выбор профессии (встреча с Ивановой Н.А.- представителем Тюм ГУ и студентами 3 курса ГМУ).
2). Основы истории медицины.
2. Лекция «Загадочный мир клетки»
3. Пропаганда здорового образа жизни
Влияние на организм подростка алкоголя, никотина, наркотиков.
Здоровый образ жизни и вредные привычки (упражнение «ассоциации», упражнение «анализ вредных привычек», мини-лекции)
Проектная деятельность «Выпуск санбюллетеня».
Гиподинамия, её отрицательное воздействие на здоровье.
Проект – подбор упражнений для физкультминуток во время урока.
4. Постулаты врача: любовь к специальности, сочувствие людям, терпение. Клятва Гиппократа
История медицинской эмблемы. Латынь — универсальный язык медицины. Встреча с медработником. Встреча с деканом лечебного факультета «Лечебное дело – дело всей жизни»
5. Современные методы исследований
(электрокардиограмма, рентген, эндоскопия, ультразвуковые методы диагностики, магнитно-резонансная томография, радиоизотопное сканирование, иридодиагностика, микроскопирование, биопсия.)
Практическая работа «Как считают клетки крови?» (знакомство с методикой подсчёта клеток крови)
6. Процедурный кабинет
«Серебряная вода» — первый бактерицидный раствор. Стерилизация ран. Карболка, сулема. Современные антисептики. Инъекции. Внутривенные инъекции (М.Пурман, XVII век). Открытие пеницилла А.Флемингом. Получение пенициллина З.В.Ермольевой и Т.И.Балезиной в блокадном Ленинграде. «Служба крови» (В.Н.Шамов, 1919). Станции переливания крови. Донорство в России.
Практическая работа «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта»
7. Инструменты врача. Методы диагностики: осмотр больного, перкуссия, пальпация, аускультация
Практическая работа «Инструменты врача: стетоскоп, фонендоскоп, тонометр. Измерение артериального давления»
Практическая работа «На приеме у терапевта» (ролевая игра).
8. Итоговое занятие: проект-сочинение «Профессиональная карьера»
Список практических работ:
- Практическая работа «Как считают клетки крови?» (знакомство с методикой подсчёта клеток крови)
- Практическая работа «Знакомство с работой процедурного кабинета школьного медпункта»
- Практическая работа «Составление информационных листков по профилактике инфекционных заболеваний»
- Практическая работа «Инструменты врача: стетоскоп, фонендоскоп, тонометр. Измерение артериального давления»
- Практическая работа «На приеме у терапевта» (ролевая игра)
- Практическая работа «Рассматривание снимков легких. Флюорографическое исследование»
- Практическая работа «Составление памяток по профилактике заболеваний в весенне-летний период» (клещевой энцефалит, солнечный ожог и др.)
Учебный план
№ |
Тема |
Всего |
Лекции |
Практика, |
Формы контроля |
1 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
Собеседование |
2 |
Лекция «Загадочный мир клетки» |
2 |
1 |
1 |
Лекция |
3 |
Пропаганда здорового образа жизни |
4 |
2 |
2 |
Проект (выпуск санбюллетеня) |
4 |
Постулаты врача Клятва Гиппократа |
3 |
1 |
2 |
Лекция, занятие |
5 |
5. Современные методы исследований |
2 |
1 |
1 |
Семинар |
6 |
ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практика |
7 |
Инструменты врача |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практика |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Проект-сочинение «Профессиональная карьера» |
|
|
18 |
8 |
10 |
|
Литература
1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» - Москва, «Вентана-Граф» 2007г.
2. Бурая А.Н., Головко И.А. «Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребёнком»- Москва, «Медицина» 2005г.
3. Гусарова Г.М., Котельников Г.П. «Будьте здоровы!» - Самара, ГУСО «Перспектива» 2007г.
4. Журнал «Биология в школе» №4 2008г. «Я и здоровый образ жизни» - тренинг для старшеклассников стр. 48. – И.Е.Солодова,
г. Псков.
5. Заликина Л.С. «Учебное пособие по общему уходу за больными» - Москва, «Медицина» 2001г.
6. «Краткая медицинская энциклопедия»-в 3-х томах, гл. редактор – академик Б.В.Петровский – Москва, «Советская энциклопедия» 1990 год.
7. Матвеев В.Ф. «Основы медицинской психологии, этики и деонтологии» - Москва, «Медицина» 2004г.
8. Бурая А.Н., Головко И.А. «Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребёнком» - Москва, «Медицина» 2005г.
9. Интернет-ресурсы:
- www.ohio-da.com
- www.fisio.ru/complexercice
- www.dietpitanie.net
- www.ucheba.ru/prof/
Анкета по выявлению сформированности интереса к изучению материала по содержанию курса
1. Какие профессии, связанные со знанием биологии, химии на ваш взгляд, сегодня востребованы обществом?
2. Какая из тем курса «Моё призвание медицина?!» вам наиболее понравилась и почему?
3. Считаете ли вы необходимыми в дальнейшей жизни полученные знания?
4. Какие навыки вы можете применить на практике?
5. Сумеете ли вы оказать первую помощь при необходимости?
6. Сможете ли вы ухаживать за близкими людьми во время болезни?
7. Помогло ли вам изучение данного курса в выборе профессии?
Проект-сочинение «Моё призвание - медицина», «Дело, которому я буду служить…»
Для того чтобы убедиться в правильности Вашего выбора выполните проект – напишите сочинение и ответьте на следующие вопросы:
1. Как я представляю себе идеальную ситуацию своей предполагаемой учёбы или работы: где работаю или учусь? Что делаю? С кем и как я общаюсь? Какие мои качества оказались востребованными?
2. Имеется ли у меня резервный вариант места продолжения образования? Думал ли я об этом?
3. Каковы мои дальние и ближние профессиональные цели? Какой уровень образования меня интересует?
4. Согласен ли я с тем, что профессиональная деятельность накладывает отпечаток на характер, манеру поведения, привычки человека, на его взгляды на жизнь? С какими изменениями в себе, произошедшими за время этого курса я столкнулся?
5. Достаточно ли хорошо я ориентируюсь в вариантах выбора различных образовательных учреждений после школы? На что я обращу внимание в первую очередь, делая такой выбор?
6. Что я научился делать, какими профессиональными навыками я обладаю?
7. С какими основными трудностями при реализации планов осуществления профессиональной карьеры я уже столкнулся? Что я предпринимаю для преодоления этих трудностей?
Здоровый образ жизни и вредные привычки (тренинг)
Цель: помочь подросткам понять, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека.
1.Упражнение «Ассоциации»
На одной половине доски написать фразу «Здоровый образ жизни – это…», а на другой – «Вредные привычки – это…..». Каждому раздать по 6 маленьких листочков, на первых трёх они должны написать по одной ассоциации на словосочетание «здоровый образ жизни», а на оставшихся трёх – по одной ассоциации на словосочетание «вредные привычки» (анонимно).
После тог, как уч-ся сдали листочки, надо просмотреть, зачитать и обобщить. Сделать вывод о том, что ЗОЖ – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
ЗОЖ включает в себя прежде всего отказ от вредных привычек, рациональное питание, физическую и психическую культуру.
Продолжительность упражнения 15 минут.
Упражнение позволяет уч-ся осознать важность ЗОЖ.
2. Упражнение «Анализ вредных привычек»
Ребят разделить на 2 группы. Каждая группа получает лист бумаги с вопросами. Один из уч-ся записывает общее мнение группы по вопросам, каждая группа работает разноцветными ручками.
Вопросы для групп:
Дайте определение понятию «вредные привычки» и опишите симптомы их проявления.
Курение - одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.
Алкоголизм – тоже вредная привычка. Почему человек начинает пить? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?
После того как уч-ся сдали листочки, надо их просмотреть, зачитать и обобщить.
Продолжительность упражнения – 10 мин.
Упражнение позволяет уч-ся осознать, что вредные привычки влияют на здоровье и жизнь человека.
Мини-лекция о вредных привычках – 10 мин.
Раздача памяток о вреде алкоголизма, наркомании, курения.
Обобщение
Предложить ребятам подумать, как они могут использовать знания о вредных привычках и их влиянии на организм. Рассказать о профилактической работе м/с, о правилах выпуска санбюллютеня
Проект - выпуск каждой группой санбюллетеня на тему «Здоровый образ жизни и вредные привычки» c использованием памяток, интернет-ресурсов.