Цели занятия:
- Образовательные: работа с такими понятиями как, комплимент, похвала, лесть; формирование представлений о комплименте, отличии его от льстивых слов, умение использовать комплименты в речи.
- Развивающие: развитие умения замечать положительные качества в людях и выражать это в доброжелательной и приятной форме; развитие познавательного интереса учащихся, развитие коммуникативных качеств, развитие мышления и устной речи.
- Воспитательные: формирование социально одобряемых норм поведения, воспитание культуры общения; воспитание уважительного отношения к окружающим людям, внимательности друг к другу.
Формирование УУД
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение извлекать информацию из различных источников (речь педагога, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.
- Личностные УУД: чуткое отношение к людям, чувство благодарности, вежливость нравственно-этическая ориентация самооценки своих мыслей, чувств, поступков; способность к их самооценке.
- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на занятии с помощью педагога; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; аргументирование собственной точки зрения.
Форма занятия: психологический тренинг.
Место проведения: кабинет психологии.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, отрывок из мультфильма «Иван царевич и серый волк», раздаточный материал для работы в группах (ватман с именем сказочного персонажа, фломастеры, жетоны), корона для игры, фоновая музыкальная запись, карточки с «правилами комплимента».
Ход занятия:
Постановка проблемы.
Просмотр отрывка из мультфильма «Иван царевич и серый волк».
Ребята, как вы думаете, с помощью чего Ивану Царевичу и Волку удалось расположить к себе Бабу Ягу? (Ответы детей)
Правильно, с помощью добрых слов и похвалы. Есть такое выражение «Доброе слово и кошке приятно».
Давайте и мы начнем наше занятие с добрых слов друг другу.
Упражнение «Добрые слова»
Предлагаю по кругу, соседу который находится справа от Вас, сказать добрые слова. Что-то друг другу пожелать, поблагодарить за что-то.
Ребята, а каким еще словом можно назвать похвалу, добрые слова? (ответы детей)
(Есть такое выражение делать друг другу…..) Правильно, комплименты.
Сергей Иванович Ожегов, автор толкового словаря объясняет данный термин как: Комплимент - добрые, приятные слова, лестный отзыв. (слайд№1)
Добрые слова людям просто необходимы. Умение говорить комплименты целая наука. На востоке до сих пор невозможно представить общение между партнерами, коллегами, родственниками и просто знакомыми без красивых фраз и комплиментов. А в древности умение говорить красивые слова дамам, кавалерам, королям часто решало судьбы не только нескольких человек, но и целых стран. Вот как важен комплимент! (слайд№2)
Ребята, а кто из вас умеет делать комплименты? (Ответы детей)
А кто из вас знает правила, по которым делается комплимент?
Именно затем, что бы научиться правильно, делать комплименты, мы приступаем к обучению в нашей школе, «Школе комплимента».
Конкурс «Король комплимента» (слайд№3)
Вы сказали, что умеете делать комплименты, а вот сейчас мы и посмотрим. Давайте поиграем в игру, которая называется «Король комплиментов».
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Участники за каждый комплимент получают по жетону. Победит тот, кто наберет больше всего жетонов. (Ответы детей)
Молодцы ребята! Вот у нас и определился «король комплиментов», мы вручаем ему заслуженную корону.
(слайд№4) Какай чувства, ты сейчас испытывала? (Это было приятно? Тебе понравилось? Ты бы хотела и дальше слышать комплименты в свой адрес? Можно сказать, что твое настроение улучшилось? Вот мы с вами и сформулировали первое правилокомплимента. Комплимент поднимает настроение (карточка №1)
А может ли комплимент помочь человеку, который находится в трудной ситуации? Кто то может привести пример того, когда вам было плохо, и кто то сказал вам комплимент, и ситуация изменилась в лучшую сторону. (Примеры детей)
Вот мы с вами и сформулировали следующее правило: комплимент поддерживает в трудную минуту (карточка №2)
У комплимента есть еще одна особенность, когда вы говорите кому нибудь из одноклассников, друзей добрые слова, отмечаете их достоинства, то сразу вызываете симпатию к себе и желание дружить с вами. Несколько приятных слов, произнесённых с улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника. Какое следующее правило комплимента, мы с вами можем сформулировать?(карточка №3) Комплимент помогает найти друзей.
Беседа-обсуждение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Ребята, мы с вами в начале занятия говорили много приятных и добрых слов друг другу, а как вы думаете, всякие ли приятные слова это комплименты? (Ответы детей) Оказалось, что нам сложно прийти к окончательному выводу.Я попрошу вас еще раз ответить на этот вопрос после просмотра сценки, которую нам приготовили девочки. (слайд№5) Иван Андреевич Крылов. Басня «Ворона и лисица.
Ребята, а что не так в этой басне? А можно ли речь лисы назвать комплиментом, как вы считаете? Правду ли говорила лиса, действительно ли у вороны ангельский голосок? (Ответы детей) Таким образом, комплимент это не просто похвала, а подчеркивание достоинств человека (карточка №5) (будет не этично, например человеку маленького роста сказать, что он очень высокий)
Скажите, ведь Лиса столько приятных слов сказала, уж хвалила ворону, хвалила, а в результате она еще и пострадала от этой похвалы. Как вы думаете, а ради чего Лиса хвалила ворону? (Ответы детей) Конечно Лиса хвалила Ворону ради своей выгоды. Скажите, захочется Вороне дружить с лисой? Или может быть, настроение у нее поднимется от этого общения? Комплимент, как вы уже сказали должен быть искренним и бескорыстным, иначе это уже не комплимент, это лесть То есть мы с вами пришли к выводу, что комплимент должен быть искренним и бескорыстным (карточка №6)
Игра «Комплименты сказочным персонажам».
Сейчас я предлагаю потренироваться делать комплименты, но так как мы друг друга сегодня уже хвалили, комплименты мы будем делать сказочным персонажам. Для этого вашему вниманию представлены: Емеля, Золушка, Кощей Бессмертный, Сивка-Бурка, Баба-яга.
Непревзойдённая Баба-яга!
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
Очаровательная Золушка!
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.
Многоуважаемый Кощей Бессмертный!
Ты так долго живёшь на свете, и ты, наверное, очень мудрый.
Дорогая Сивка-Бурка!
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.
Милый Емеля!
Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.
Можно сказать, что эти похвалы правдивы? Конечно, сказочных персонажей хвалят за черты характера и способности, конечно, эти похвалы правдивы.
(Проверить. Выявить победителя конкурса.)
Закрепление основного содержания занятия. Итог занятия. Рефлексия
Ну, вот ребята, обучение в нашей школе подходит к концу. Сегодня мы с вами говорили о том, что комплименты получать очень приятно. И все же, что такое комплимент и какие особенности комплимента мы сегодня отметили? (ответы детей)
Выдача свидетельств об окончании «Школы комплимента».
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
И в завершении я бы хотела, чтобы мы поблагодарили друг друга за хорошее настроение. Кто уходит с хорошим настроением, помашите мне рукой. А сейчас я бы хотела поблагодарить Катю за активное участие в занятии. Катя, а кого из одноклассников присутствующих на занятии ты бы хотела поблагодарить? Давай похлопаем ему вместе….. А теперь последнего участника мы искупаем в овациях.