Конспект занятия с педагогами: «Профилактика эмоционального выгорания. Песочная фантазия: чувства в красках»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Целью данной разработки является снижение эмоционального напряжения и активизация внутренних ресурсов. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

  • Создать благоприятные условия для работы в группе.
  • Оказать психологическую поддержку.
  • Способствовать раскрытию внутренних ресурсов.
  • Дать возможность адекватного отреагирования накопившегося эмоционального напряжения.

Необходимые материалы для занятия:

  1. Плакаты с правилами работы в группе.
  2. Для проведения релаксации желательно иметь коврики или удобные кресла для участников.
  3. Заготовка для создания рисунка. (Приложение 1), анкета на каждого участника (Приложение 2).
  4. Цветной песок.
  5. Контейнеры для ссыпания лишнего песка.
  6. Музыкальное сопровождение.
  7. Музыкальные инструменты для разминки, можно импровизированные.

Ход занятия

1. Приветствие. Настрой на работу. Первичное заполнение анкеты. (1 этап – работа в круге)

2. Разминка: «Музыкальное настроение»

Перед вами разные музыкальные инструменты (показать, как звучит каждый), так же есть инструмент и у вас самих – ваше тело. Ваша задача, с помощью этих инструментов, изобразить свое настроение в данный момент.

Спасибо!

3. Правила работы в группе

  1. Конфиденциальность
  2. Правило личного мнения
  3. Правило вежливости и тактичности
  4. Правило безоценочности

Обсуждение и принятие каждого правила.

4. Основной этап. (Работа за столом)

- Сегодня у нас нет красок и карандашей, но есть другой, не менее увлекательный материал для творчества – цветной песок. Какие ассоциации вызывает у вас слово «песок»?

- У кого-то ассоциации связаны со стройкой, но большинство вспомнит песчаный пляж, море, теплые лучи солнца, крики чаек, легкий бриз… Все это завораживает нас и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть. И сегодня у нас есть такая возможность.

- Песок существует миллионы лет, он «помнит» многое, но в то же время он способен впитывать в себя негативную энергию, «очищая» нас.

- Песок не терпит суеты, при работе с ним не стоит торопиться. Представляйте, что вашей рукой управляет легкий нежный ветерок и следуйте за его движениями. Отпускайте все ненужные мысли, как выпускаете песок из рук.

- А сейчас снимите с ваших заготовок защитный слой и положите ее перед собой. (Далее под легкую музыку)

- Прежде чем приступить к работе, давайте расслабимся и погрузимся в спокойное состояние. Примите удобное положение… Закройте глаза… Прислушайтесь к своему дыханию… Оно становится ровным спокойным… Расслабьте лоб, глаза, щеки, разожмите зубы. Расслабьте плечи, руки, спину, ноги. Постарайтесь отвлечься от посторонних звуков. Прислушайтесь к тому, что я буду говорить, и повторяйте про себя, как эхо, те слова, которые для вас значимы, когда захочется.

Сейчас загляните вовнутрь себя, вовнутрь своего мира. Какие цвета там преобладают,.. какие звуки,.. какие ощущения, если прикоснуться к чему-то?...

Теперь найдите в этом мире свою «внутреннюю силу», ...это то, что помогает вам преодолевать все препятствия, придает уверенность в себе, помогает быть упорным, сильным духом, но в то же время душевно спокойным.

Рассмотрите образ своей внутренней силы… Какие цвета в нем преобладают, какой он формы, какого размера, какой образ на ощупь?.. Может от него исходят звуки – приятные они или нет?.. Обратите внимание, в каком месте своего мира вы его обнаружили, комфортно ли ему находиться здесь? Нравится ли вам видеть его именно здесь?.. Вы хозяин своего мира и все в ваших руках, вы можете переместить его, если вам это угодно…

Теперь ощутите всю силу, энергию и мощь вашей внутренней силы…Разбудите ее, если она спит… ощутите вибрации, с которой она просыпается и набирает свою силу… Что вы чувствуете?.. Вам хочется парить или свернуть горы?.. Ощутите, какую уверенность в себе она вам придает… Почувствуйте, как нарастает мощь вашей внутренней силы… Вы все сможете… Нет такого препятствия, которое вы не сможете преодолеть… Все они становятся мелкими или совсем исчезают…

И наравне с этими ощущениями, душевное спокойствие, заполняет ваш внутренний мир… оно как мягкое, легкое облако вытесняет все негативные мысли и беспокойство, они выходят из вас как дым и улетают в никуда… Вы сильны духом, уверенны и спокойны… Все в ваших руках… Вы создатель своего успеха, своего счастья, своей жизни…

А теперь я сосчитаю до 5 и вы откроете глаза, 1-2 запомните все позитивные ощущения, которые вы испытали и возьмите с собой в реальность, 3-4 прислушайтесь к внешним звукам, почувствуйте стул, на котором сидите, 5 – откройте глаза.

Теперь с помощью цветного песка создайте образ, который видели, образ своей внутренней силы. Постарайтесь во время создания, ощущать эту силу и передать ее через рисунок. Рисовать желательно одновременно двумя руками. Не задумывайтесь об эстетической стороне рисунка, главное получить удовольствие и зарядиться положительной энергией.

(Фото примеров работ участников можно посмотреть в приложении 5)

5. Обратная связь. Работа в круге

- Поделитесь своими ощущениями, удалось ли вам прочувствовать свою силу и зарядиться положительной энергией?

(Если группа чувствует себя комфортно и идет на диалог – более подробное обсуждение получившихся образов, чувств, которые он вызывает, проведение параллелей между образом и событиями, происходящими в жизни, поиск ресурса в образе, значение выбранных цветов).

- Какие чувства вызывает, созданный вами образ?

- Какой элемент картины для вас самый приятный? Почему? Если проводить параллели с вашей жизнью, кто или что может ассоциироваться у вас с этим элементом? (поиск ресурсов)

- Какие цвета занимают большее пространство? Обратите на них внимание. (Интерпретация, см. приложение 3. Желательно акцентировать внимание на положительных значениях цветов).

6. Музыкальный «постскриптум»

И снова перед вами музыкальные инструменты, сыграйте так, как вы ощущаете свое настроение теперь.

7. Заключительная часть

- Повторное анкетирование. (можно предложить самостоятельно проанализировать изменения и рассказать о результатах).

- Обратная связь, впечатления от занятий.

- Пожелания и поддержка от ведущего и участников друг другу.