Правописание гласных и согласных в приставках». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: гласные и согласные в приставках


Тип урока: освоение новых знаний.

Цели:

образовательные:

  • дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках;
  • учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках;
  • создать условия для правильного (грамотного) морфемного разбора;
  • формировать мотивацию к познавательной деятельности.

развивающие:

  • развивать навыки анализа и сопоставления языковых фактов.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету и языковым явлениям.

Межпредметные задачи: научить понимать задание к упражнению, формулировать необходимые требования к выполнению того или иного задания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Мы продолжаем изучение морфемики. Самая известная и привычная орфоргамма, связанная с этим разделом науки о языке — орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова».

- С какой позицией гласного звука она связана? (С сильной)

- Как ее можно проверить? (Поставить под ударение)

- Какая позиция является сильной для гласных звуков? (Под ударением) Какая позиция является сильной для согласных звуков? (Перед гласным)

- Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

IV. Актуализация знаний

1. Беседа

Можно ли проверить правописание приставок?

Обсуждение ответов (Да. Нет.)

Комментарий учителя. Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить.

2.Формулирование темы урока

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в приставках). Запишите в тетрадь тему урока.

Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки)

3. Целеполагание

Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки, а для этого научиться различать изменяемые/ неизменяемые приставки, находить орфограммы в приставках (орф. №10).

4. Уточнение понятия «неизменяемые приставки». Проблемная ситуация

(На доске)

абдумай 
пайми
зопомни

Какой-то грамотей оставил на доске нам совет к уроку. Как вы отнеслись к этому пожеланию (Совет хороший, но записан с ошибками) Запишите в тетрадь исправленный вариант.

Почему вы так быстро заметили ошибки?

Вывод: в языке есть так называемые незменяемые приставки. Мы их знаем.

Комментарий учителя. Большинство приставок (кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-) пишутся в словах одинаково, независимо от того, как они слышатся. Правописание неизменяемых приставок можно проверить. Убедимся в этом.

(На доске) Обмер. Посвист (соловьиный). Запах.

Вывод: Неизменяемые приставки, во-первых, пишутся одинаково, во-вторых, их можно проверить.

5. Чтение теоретического материала учебника

П. 82, стр.28.

Проверим наш вывод по учебнику. Откройте учебник на с. 28, найдите правило (орф.№10) и прочитайте его.

V. Работа с учебником по теме урока

Почему слово запах является проверочным для слова запАхнуть? (одна и та же приставка и она по ударением)

Обратите внимание на приставку С. Какой звук мы слышим в слове сделать? ([з]), в словах стереть, смыть? ([с]) Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим - [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Выполните фонетический разбор слова сделать.

Фонетический разбор и его проверка.

Комментарий учителя. Одинаковое написание неизменяемых приставок не подразумевает отсутствие у них вариантов. Прочитайте примеры изменяемых приставок на с.29 и найдите те, у которых есть варианты (в/во, о/об и др.)

Давайте подберем слова с этими приставками и потренерумся в написании слов с вариативными неизменяемыми приставками. (На доске и в тетради)

в-/во- - вбежать, вогнать
под-/подо — подбросить, подобрать
над-/надо — надписать, надорвать
о-/об — обскакать, обзор, обозрение
с-/со — сдернуть, сорвать
от-/ ото — открыть оторвать
пред-/предо — предсказать, предоставить, (Каким словом мы называем синтаксическую единицу языка, которая обозначает законченную мысль?) предложение.

Как называются приставки, с которыми мы работали? (неизменяемые) Как они пишутся? (пишутся в словах одинаково, независимо от того, как они слышатся) Не забываем, что у них есть варианты. Кто заметил, когда на конце приставки появляется гласный? (перед двумя согласными, т.е. В слабой позиции)

VI. Закрепление изученного

Мы сегодня уже употребляли слово обозрение. Предлагаю вам фрагмент статьи, которую я увидела в Новостях нашего региона.

1. Осложненное списывание

Я пропустила некоторые глаголы, постарайтесь догадаться какие глаголы с приставками нужно вставить в текст, спишите его.

В … Токсово в 2024 году планируют … культурный центр нового поколения. Об этом … в пресс-центре губернатора. Известно, что в нем ...кино-концертный зал, библиотеку, помещения для кружковой деятельности и кафе. Токсовцане с большой радостью … эту новость.

Слова для справок:  воспринять, поселок, сообщить, открыть, разместься, узнать.

2. Синтаксический разбор предложения

Токсовчане с большой радостью восприняли эту новость.

Физкультминутка (проводится под фонограмму из мультфильма «33 попугая» «Ужасно интересно все то, что неизвестно»)

3. Самостоятельная работа по вариантам по упр. 433

Прочитайте задание. Что и в какой последовательности вы будете делать?

Взаимопроверка работ.

4. Развитие речи

Чтобы потренироваться в употреблении в речи слов с различными приставками, изменяемыми и неизменяемыми, выполните упр. 436 (Устно)

Чтение пословиц из упражнения. Отбор тех, которые высмеивают лень, недобросовестный труд.

Комментарий учителя. Таких пословиц очень много, ведь наш народ не любит лентяев.

Запишите одну пословицу и продолжите фразу словами «Так говорят, когда...»

Проверка выполнения работы

VII. Рефлексия

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось …
  • Меня удивило …
  • Мне понравилось …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне было трудно …

Домашнее задание: упр. 434 или 435.