Английский язык дается детям весьма непросто. Изучение языка предполагает огромный труд и упорство. После ряда «неудач», сложностей, с которыми сталкивается ребенок, он может подумать: «А зачем мне это нужно? Где я это все буду использовать?» (следует отметить, что в связи с географическими особенностями наша страна находится довольно далеко от «естественной языковой англ. среды» и не каждый имеет возможность практики с носителями). Чтобы активизировать и поддерживать мотивацию, интерес к предмету, необходимо создавать ситуации на уроке, где бы каждый ребенок применял свои знания (даже самые малые). Ситуации, которые бы явились для ребенка настоящим событием, где бы он чувствовал себя полноценным участником диалога или полилога, пусть и в «искусственно созданной» языковой среде.
Бесспорно, обобщающие уроки при изучении английского языка, как и любого другого предмета, имеют большое значение. Такие занятия позволяют повторить всю лексику и грамматику за курс, закрепить навыки употребления изученных структур, как в монологической, так и диалогической речи, и, безусловно, повысить интерес детей к изучению предмета. Так вот даже самые обычные уроки обобщение можно «превратить» в целое событие. Известно, что образовательное событие - это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания.
В данной статье приводим несколько примеров уроков-событий.
Так, например, в 4 классах изучалась темя «Еда». По окончанию данной темы хотелось провести не просто словарный диктант, не обычную самостоятельную работу, а нечто такое, чтобы запомнилось и понравилось. Детям было дано задание выучить кулинарный рецепт каши (сказала, что буду принимать устный зачет). Каково же было удивление детей, когда они увидели учителя с игрушечной посудой и продуктами - для них это был сюрприз! На уроке было объявлено, что мы проводим телепередачу «Давайте готовить!». Сидящие ученики за партами - зрители. Выступающие у доски - гости, делящиеся своими кулинарными рецептами (один человек комментирует, другой показывает). Рецепты придумывались с ходу, без подготовки. В конце урока дети испытывали большую радость и гордость за себя, что они сами, сходу, смогли выступать на английском языке.
В 5 классе, в качестве итогового урока обобщения была разработана игра "Spotlight board game - 5".
Для успешного проведения данного учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе взаимодействия учителя и ученика. За две недели до итогового урока формулируется тема и цель игры. Класс делится на две команды, и придумывают названия. Каждой команде предлагается создать настольную игру с вопросами, которые охватывают весь материал учебника за 5 класс. Вопросы могут быть грамматическими, лексическими, страноведческими, или просто иметь познавательный характер. Также ученикам дается задание придумать предысторию игры, в которой описывается, кто и для чего должен пройти предложенные испытания.
Правила игры
Играющая команда («знатоки») рассаживаются вокруг стола, за ними располагается команда, создавшая игру («эксперты»). «Эксперты» следят за правильностью ответов на вопросы, также выбирается тайм-кипер. На ответ дается не более 30 секунд. Первый участник в группе бросает кубик, смотрит, какая цифра выпадет и отсчитывает на настольной игре номер вопроса. Вопрос может быть написан на самой игре или его может зачитывать эксперт.
Заслушав ответ, эксперт другой команды указывает № вопроса в карточке и зачисляет балл за каждый правильный ответ. Следующий участник играющей команды бросает кубик. Если ответ на вопрос был неполный, то право дополнить предоставляется любому из участников игровой деятельности.
Игра завершается, когда участники доходят до финиша. Затем игроки меняются местами. Уже сыгравшая команда становится «экспертами», предлагая свой вариант игры.
Примечание: если команда дошла финиша, но не каждый ответил на нужное количество вопросов, то можно вернуться к началу игры и разыграть еще неотмеченные вопросы.
Варианты вопросов, придуманные учащимися.
1. What water sport is very dangerous?
a. water rafting
b. hiking
c. fishing
2. This animal is very funny, it has one horn, usually lives alone.
a. bear
b. rhino
c. snail
3. What can happen if you lie on the sun for a long time?
a. earache
b. sunburn
c. sore throat
4. As ….as a bee.
a. strong
b. busy
c. stubborn
5. Fifteen plus three is…
6. Where …he live?
a. do
b. is
c. does
7. What character of modern movie saw a struggle between good and evil?
a. Shrek
b. Gulliver
c. Harry Potter
8. Where do people go to see a variety of animals?
9. Complete the dialogue: Can you tell me where the bakery is?
a. Why not?
b. It's opposite the café
c. Let's have breakfast
10. What are summer months?
В учебнике английского языка "Spotlight-10" затрагивается тема дискриминации. Для обобщения изученного материала и более глубокого погружения в тему предлагаем ученикам принять участие в такой форме дискуссии как круглый стол.
Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Введение в данную дискуссию по теме «Дискриминация» начинается с выступления эксперта (приглашенного лектора), который излагает проблему дискриминации, привод статистические данные. Затем в работу вступают две группы: люди подвергшиеся дискриминации (выступают со своей жизненной проблемой) и психологи (предлагают пострадавшим варианты решения проблем, оказывают психологическую поддержку). По окончанию выступлений предлагаю группам следующее задание:
«Если бы вы работали в государственной думе, какой законопроект вы бы представили для решения проблемы дискриминации?». Представитель группы выходит с защитой законопроекта.
Следует отметить, что подобные уроки-события не следует проводить часто, дабы они оставались событиями, а не превратились в обычные повседневные уроки.
Подводя итог, необходимо отметить, что уроки-события в образовательном процессе выполняют ряд важных функций:
- Мотивируют ученика на изучение иностранного языка;
- Развивают систему знаний
- Обеспечивают достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
- Формируют универсальные учебные действия
- Расширяет сферу применения иностранного языка
- Обеспечивают благоприятный эмоциональный фон образовательному процессу.
ЛИТЕРАТУРА
- Безрукова В.С. Все о современном уроке / В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
- Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования»/под ред. Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Выпуск 1 (43), 2010.