Методическая разработка урока по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА». 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: изложение, ГИА по русскому языку


Цели урока:

  • систематизировать знания, необходимые для работы с текстом: умение находить главное, обобщать, использовать приемы сжатия текста;
  • развивать логическое мышление и память учащихся;
  • расширить филологический кругозор, обогатить словарный запас;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблица.

Урок-практикум

1. Организационный момент

2. Мотивация и постановка цели

Слово учителя: Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе - это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. На это задание отводится 85 минут.

Умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования.

Поэтому нам необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, сжимать текст разными способами, записывать связный и логический стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

Сегодня мы продолжим работу над сжатием текста.

3. Повторение раннее изученного

- В чем отличие сжатого изложения от подробного?

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.)

- Что такое микротема?

(Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац.)

- Основные приемы сжатия текста?

(Основные приемы сжатия информации: обобщение частной и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним - более общим по смыслу - словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы - однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании - к основной сюжетной линии кто - когда - где - как - что сделал; в рассуждении - к основной проблеме.)

Таблица «Основные приемы сжатия текста»

Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.

Исключения:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Практическая работа.

Задание 1. Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев. (слайд 1 )

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почётных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик… Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением - например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках - пифосах - хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Какой прием использован в данном случае?

Подчеркнем тезисы в первом и во втором абзаце. Проясним, как связаны между собой два тезиса (второй продолжает, дополняет, уточняет, подтверждает, опровергает первый?) и выберем подходящее по смыслу предложение - оно соединит эти абзацы. (нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшений помещений, но это не так: большинство из них служило человеку в хозяйстве.)

Задание 2. Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент - с помощью приема обобщения.

(слайд 2,3)

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции, около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм, а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метить в противника камнем или палкою, вблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М.Гаспаров)

Тезисы:

  • Олимп и Олимпия - разные географические объекты.
  • Олимпийские игры посвящены Зевсу.
  • Программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков.
  • Позже программа олимпийских игр расширилась.

Из первого абзаца следует исключить детали (подчёркнуто курсивом). Содержание выделенного фрагмента получится обобщить так:
Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен был быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

- Какие приемы сжатия текста мы использовали?

- Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене?

1) Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
2) Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
3) Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
4) Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.
5) Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.
6) Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

4. Этапы работы с текстом

1. Определение темы текста
2. Определение идеи текста
3. Определение структуры текста
4. Определение микротем текста как частей общей темы
5. Моделирование сжатого изложения

Задание 3. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

(1)3наете ли вы, что существует множество способов ведения спора?(2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает собеседник, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)С их точки зрения, главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное положение. (8)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(9)Выбирая вариант собственного поведения в споре, не забывайте о хороших манерах, старайтесь терпеливо и внимательно выслушать другого человека, показать свое уважение к нему. (10)Вы сразу заметите, что и у вашего собеседника изменится стиль общения.

(162 слова)

(По Л.Павловой)

(Публицистический стиль. Тип речи - рассуждение с элементами повествования.)

2) Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Автор предлагает читателям разобраться в том, что является главным в споре, определить для себя тактику поведения. Автор предлагает обсуждение вопроса о манере поведения во время спора, об общей культуре ведения дискуссий, о культуре взаимоотношений.

3) Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Содержание микротем:1 абзац (микротема №1) - Существует множество способов ведения спора, и во время обсуждения какого-нибудь вопроса люди ведут себя по-разному.

2 абзац (микротема №2) - Одни держатся уважительно по отношению друг к другу и испытывают во время спора глубокое удовлетворение, а другие начинают вести себя как невоспитанные люди.

3 абзац (микротема №3) - Выбирая вариант собственного поведения в споре, не забывайте о хороших манерах, и вы сразу заметите, что и у вашего собеседника изменится стиль общения.

4) Упражнения на исключение второстепенной информации.

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста.

5) Упражнения на обобщение частной информации.

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили.

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием.

В результате работы над сжатием получился текст.

6) Чтение полученного текста. Выявление ошибок.

Точно ли передано содержание всех микротем?

Из скольких слов состоит исходный текст? (162 слова)

Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (…)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо поработали, и я надеюсь, что и на экзамене вы также успешно справитесь с текстом. А сейчас закончите начатые предложения:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Я умею…
  • Я понял…