Программа внеурочной деятельности младших школьников "Моя малая родина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: краеведение, малая родина, младшие школьники


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая родина» для 1-4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ (статья 7);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о своей малой родине, воспитание любви к ней, формирование гражданских позиций. Это играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своей малой родины.

Новизна программы заключается в том, что она позволяет в условиях образовательного учреждения через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Краеведение»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной реализации задач тематического модуля и ориентирована на развитие творческих и познавательных способностей школьников.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основная мысль программы внеурочной деятельности «Моя малая родина».

Цель программы: Формирование у младших школьников духовно-ценностных ориентиров и любви к малой родине через изучение географического, исторического, литературного и экологического краеведения.

Задачи:

  • Наблюдать за природными явлениями и социальной средой в ближнем окружении (родной край: школа, микрорайон, город);
  • осуществлять практико-ориентированную деятельность, обеспечивающую целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях и осознавать место и роль в нем человека;
  • углублять и расширять знания о родном крае на основе взаимосвязи географического, исторического, литературного экологического краеведения;
  • прививать навыки исследовательской работы; создавать условия для творческой и исследовательской деятельности;
  • воспитывать нравственную личность, умеющую любить родной край и преданно и гуманно относиться к богатству родного края (культурному, историческому, литературному и др.)
  • использовать знания по краеведению для практической ориентации младших школьников в их жизненном пространстве, для социальной адаптации;
  • развивать эстетические чувства, интерес к краеведению; обогащать нравственный опыт;
  • воспитывать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России;
  • развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию окружающего мира; умения и навыки сотрудничества в совместной деятельности;

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развитием современных научных знаний;
  • доступность: от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов, соответствующих возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы;
  • принципы уважительного отношения: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и взаимопонимания.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
  • анализ и просмотр текстов, презентаций и видеофильмов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисковая, проектная и исследовательская деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • посещение библиотек, музеев, экскурсии;
  • праздники.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • проблемное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание программы в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Изучение программы рассчитано на учащихся 1–4-х классов.

Общая характеристика программы «Моя малая родина»

Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Предлагаемые модули учитывают особенности, традиции и опыт воспитательной работы МБОУ «Гимназия №1».
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных модулей:

  • Мой дом;
  • Наш город Усолье-Сибирское;
  • Природа Иркутской области;
  • Люди нашего края;
  • Яркие страницы истории земли Иркутской.

Опираясь на модульное формирование представлений о своей малой родине, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный модуль «Мой дом» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Иркутской области, символах своей малой родины; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Содержательный модуль «Природа Иркутской области» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Иркутской области. Содержание модуля предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в Иркутской области. Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Иркутской области, живой природы и неживой природы, эндемики озера Байкал.

Отбор программного содержания по каждому модулю позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные модули «Наш городУсолье-Сибирское» и «Яркие страницы истории земли Иркутской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своей малой родины. А прошлое – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами, совершая экскурсии в местный музей, на курорт «Усолье», музеи Иркутска, Тальцы и Листвянку, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом и о «Людях нашего края». Это даст возможность на близком и наглядном материале познакомить детей с историей и современностью своего родного края и Родины в целом.

Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда складывался самобытный уклад жизни в Иркутской области и городе Усолье-Сибирское (поселке Усоли).

Для установления смысловых связей между содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях «Моя малая родина» эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный модуль данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях «Моя малая родина» дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

На занятиях «Моя малая родина» рекомендуется использовать карту Иркутской области, учить ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика занятия, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

На протяжении 4-х лет обучения по программе «Моя малая родина», учащиеся, под руководством учителя, могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику.

При изучении природы и истории родного края в программе «Моя малая родина» запланированы экскурсии по Иркутской области и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

В процессе изучения программы «Моя малая родина» учащиеся, под руководством учителя, научатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира, активизирует развитие познавательных способностей детей.

Неотрывной частью внеклассной работы является деятельность педагога, направленная на воспитание у учащихся любви к малой родине через изучение географического, исторического, литературного и экологического краеведения, приобщение детей к традициям своего народа, изучению обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда складывался самобытный уклад жизниИркутской области и города Усолье-Сибирское.

Содержание программы