Цель: закрепить навык практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
Задачи:
- расширение и активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания».
- закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
- закрепление согласования прилагательных с существительными в роде.
- учить детей составлять распространенные предложения.
Словарь:
- предметный (названия овощей, фруктов, ягод, круп)
- глагольный (названия действий, связанных с приготовлением пищи)
- словарь признаков.
Организационный этап
Логопед:
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Овощные винегреты?
Дети: (хором) Повар.
Логопед: Сегодня ребята мы пойдем в «Лесное кафе». Главный в кафе повар. Его зовут «НЫЙ». Давайте заглянем на кухню «Лесного кафе».
Обучающий этап
Игра «Что получится?»
Логопед: Какие продукты есть на кухне? (Логопед достает из «Волшебного мешочка» картинки с нарисованными продуктами – лимон, хлеб, сахар, виноград, арбуз - дети называют их).
Ребята, поваренок предлагает нам поиграть в игру. Для этого к названию продукта добавьте имя поваренка:
САХАРНЫЙ.
Логопед: - Что бывает сахарным?
Дети: Сироп.
Все вместе: Сахарный сироп.
Логопед: - Что бывает хлебным?
Дети: Квас.
Все вместе: - Хлебный квас.
Логопед: - А теперь сами.
Дети:
ЛИМОННЫЙ.
Логопед: - Что бывает лимонным?
Дети: Соус.
Все вместе: - Лимонный соус.
ВИНОГРАДНЫЙ.
Логопед: - Что бывает виноградным?
Дети: Сок.
Все вместе: - Виноградный сок.
Дети:
ТОМАТНЫЙ.
Логопед: - Что бывает томатным?
Дети: Сок.
Все вместе: Томатный сок.
Дети:
АРБУЗНЫЙ.
Логопед: - Что бывает арбузным?
Дети: аромат.
Все вместе: - Арбузный аромат.
Логопед: - Поваренок хочет научить Вас готовить обед. Хотите научиться готовить?
Дети: Да.
Логопед: - Давайте приготовим настоящий обед!
Вы ребята-поварята,
Одевайтесь поскорей,
Будем думать мы, ребята,
Что готовить нам теперь?
(Дети надевают фартуки и проходят на свои места)
Логопед: - Послушайте и ответьте:
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварим мы конечно ... ? (Суп)
- Что у нас на первое?
Дети: Суп.
Логопед: - Правильно, конечно же суп! У вас на столах, в кастрюльках находятся продукты, посмотрим, какие. (вермишель, горох, морковь, картофель, рис, капуста, курица, рыба, гриб). Ребята, у меня вермишель, а у Вас что? Назовите свои продукты.
Дети:
- У меня - морковь
- У меня - горох
- У меня- свёкла
- У меня - рис
- У меня - картофель.
- У меня - капуста
Логопед: - Сейчас давайте подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть? Я начну первая:
- Из вермишели можно сварить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?
Дети: - Из гороха можно сварить гороховый суп и т.д.
Логопед: - Ребята, суп у нас готов, а что мы приготовим на второе?
Поваренок дает вам подсказку.
- Посмотрите, послушайте и ответьте:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
Дети: (хором) Каша.
Логопед: - Молодцы! Давайте приготовим кашу. У вас на столах пакетики, посмотрите, что в них лежит?
(Работа в паре: на столе мешочек с крупой, дети открывают мешочек и называют крупу)
Логопед: - У меня в мешочке перловка. А у Вас?
Дети:
- У нас в мешочке – рис,
- У нас в мешочке - гречка,
- У нас в мешочке - манка,
- У нас в мешочке - горох,
- У нас в мешочке - овсянка.
Логопед: - Из перловки можно сварить перловую кашу. Какую кашу можно сварить из ваших продуктов?
Дети:
- из риса варим рисовую кашу.
- из манки - манную кашу
- из гороха - гороховую кашу
- из гречки - гречневую кашу
- из овсянки - овсяную кашу.
- из пшена - пшенную кашу.
Логопед: - Какие вы, ребята, молодцы! Вы сварили столько вкусных, полезных каш. Так и что же мы приготовим еще?
Логопед: Послушайте загадку.
- Мы капусту нашинкуем,
В миску выложим большую.
Огурец нарежем, лук,
И петрушку, и латук.
К ним добавим сыр, томат –
И получится ... (салат).
Логопед: - Правильно салат. Теперь нарежем салат. В какой посуде будем готовить салат?
Дети: в салатнице.
Логопед: - У нас 3 салатницы, а вы разделитесь на 3 группы. В корзинке лежат продукты для салата. Послушайте задание и выберите продукты из корзинки:
- Поварята 1 стола режут салат из фруктов (банан, киви, апельсин, дыня).
- Поварята 2 стола режут салат овощей (помидор, огурец, перец, картофель, горох).
- Поварята 3 стола готовят салат из ягод (клубника, малина, смородина, вишня, земляника).
Дети раскладывают продукты по салатницам.
Логопед: Поварята 1 стола из чего Вы резали салат?
Дети: Мы резали салат из фруктов.
Логопед: Какой салат вы нарезали?
Дети: Мы нарезали фруктовый салат.
(по аналогии с оставшимися столами)
Логопед: Ну что же, ребята, нам осталось приготовить десерт!
Много в мире сладких блюд
Знаешь ты их милый друг
Подают в конце обеда
Всем веселым непоседам.
Для десерта встаем в круг!
Я буду готовить компот из клюквы. Я готовлю клюквенный компот. А теперь вы.
Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.
Логопед: - Ты будешь готовить пирог из ягод. Какой пирог ты приготовишь?
Ребенок: Я приготовлю ягодный пирог!
Логопед: - Ты будешь печь запеканку из творога? Какую запеканку ты испечешь?
Ребенок: Я испеку творожную запеканку!
Логопед: - Ты будешь резать салат из фруктов? Какой салат ты нарежешь?
Ребенок: Я нарежу фруктовый салат!
Логопед: - Ты будешь готовить пудинг из бананов? Какой пудинг ты приготовишь?
Ребенок: Я приготовлю банановый пудинг!
Логопед: - Ты будешь печь шарлотку из яблок? Какую шарлотку ты испечешь?
Ребенок: Я испеку яблочную шарлотку!
Логопед: - Ты будешь варить варенье из смородины? Какое варенье ты сваришь?
Ребенок: Я сварю смородиновое варенье. И др.
Закрепляющий этап
Логопед: Ребята поваренку «НЫЙ» нужна Ваша помощь.
Поваренок записал заказ посетителей своего лесного кафе и не может понять, что же нужно приготовить. Вот, что он написал:
Лиса заказала курица суп.
Дети: Лиса заказала куриный суп.
Логопед: Заяц заказал капуста салат и морковь сок.
Дети: Заяц заказали капустный салат и морковный сок.
Логопед: Еж попросил принести гриб суп.
Дети: Еж попросил принести грибной суп.
Итог занятия
Составление самостоятельного рассказа.
Логопед: – Ну что, ребята, вот и подошло время прощаться! Пора возвращаться домой!
Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были?
Дети: Сегодня мы были в Лесном кафе.
Логопед: Что вы делали в кафе?
Дети: В кафе мы готовили обед.
Логопед: Какие блюда вы приготовили на обед
Дети: На обед мы приготовили суп, кашу, салат и десерт.
Логопед: Какие посетители приходили в Лесное кафе и что они заказали?
Дети: В кафе приходила лиса. Она заказали куриный суп.
Дети: В кафе приходил заяц. Они заказал капустный салат.
Дети: В кафе приходил еж. Он заказал грибной суп.
Логопед: Ребята, вам понравилось в лесном кафе, вы придете сюда снова?
Дети: Нам понравилось в лесном кафе, мы придём сюда снова.
А теперь расскажите сами. (Дети составляют рассказ о посещении кафе, один начинает, другой продолжает)
Например:
Сегодня мы были в лесном кафе. Мы приготовили суп, кашу, салат и десерт. В кафе приходила лиса, они заказала куриный суп. Приходил заяц он заказал капустный салат. В кафе приходил еж, он заказал грибной суп. Нам понравилось в лесном кафе, мы придём сюда снова.
Логопед: - Я, думаю, вашим родителям будет очень интересно услышать ваш рассказ о сегодняшнем посещении лесного кафе. А повар «НЫЙ» сделал вам сюрприз, в благодарность за вашу помощь – давайте выпьем вкусный, ароматный, яблочный компот!
Литература
- Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В., Издательство: В.Секачев, 2016.
- Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Матросова Т.А., Издательство: В.Секачев, 2016.
- 620 тематических загадок с заданиями и вопросами. Готовим к школе. Развиваем логику, память и речь. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В., Издательство: В.Секачев, 2019.
- Загадки-смекалки. Учебно-методическое пособие. Соболева А.В., Издательство Соц.-полит., 1994.