Конспект занятия в старшей группе "Относительные прилагательные"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: относительные прилагательные, старшая группа


Цель: закрепить навык практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.

Задачи:

  • расширение и активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания».
  • закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
  • закрепление согласования прилагательных с существительными в роде.
  • учить детей составлять распространенные предложения.

Словарь:

  • предметный (названия овощей, фруктов, ягод, круп)
  • глагольный (названия действий, связанных с приготовлением пищи)
  • словарь признаков.

Организационный этап

Логопед:

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Овощные винегреты?

Дети: (хором) Повар.

Логопед: Сегодня ребята мы пойдем в «Лесное кафе». Главный в кафе повар. Его зовут «НЫЙ». Давайте заглянем на кухню «Лесного кафе».

Обучающий этап

Игра «Что получится?»

Логопед: Какие продукты есть на кухне? (Логопед достает из «Волшебного мешочка» картинки с нарисованными продуктами – лимон, хлеб, сахар, виноград, арбуз - дети называют их).

Ребята, поваренок предлагает нам поиграть в игру. Для этого к названию продукта добавьте имя поваренка:

САХАРНЫЙ.

Логопед: - Что бывает сахарным?

Дети: Сироп.

Все вместе: Сахарный сироп.

Логопед: - Что бывает хлебным?

Дети: Квас.

Все вместе: - Хлебный квас.

Логопед: - А теперь сами.

Дети:

ЛИМОННЫЙ.

Логопед: - Что бывает лимонным?

Дети: Соус.

Все вместе: - Лимонный соус.

ВИНОГРАДНЫЙ.

Логопед: - Что бывает виноградным?

Дети: Сок.

Все вместе: - Виноградный сок.

Дети:

ТОМАТНЫЙ.

Логопед: - Что бывает томатным?

Дети: Сок.

Все вместе: Томатный сок.

Дети:

АРБУЗНЫЙ.

Логопед: - Что бывает арбузным?

Дети: аромат.

Все вместе: - Арбузный аромат.

Логопед: - Поваренок хочет научить Вас готовить обед. Хотите научиться готовить?

Дети: Да.

Логопед: - Давайте приготовим настоящий обед!

Вы ребята-поварята,
Одевайтесь поскорей,
Будем думать мы, ребята,
Что готовить нам теперь?

(Дети надевают фартуки и проходят на свои места)

Логопед: - Послушайте и ответьте:

Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварим мы конечно ... ? (Суп)

- Что у нас на первое?

Дети: Суп.

Логопед: - Правильно, конечно же суп! У вас на столах, в кастрюльках находятся продукты, посмотрим, какие. (вермишель, горох, морковь, картофель, рис, капуста, курица, рыба, гриб). Ребята, у меня вермишель, а у Вас что? Назовите свои продукты.

Дети:

- У меня - морковь
- У меня - горох
- У меня- свёкла
- У меня - рис
- У меня - картофель.
- У меня - капуста

Логопед: - Сейчас давайте подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть? Я начну первая:

- Из вермишели можно сварить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

Дети: - Из гороха можно сварить гороховый суп и т.д.

Логопед: - Ребята, суп у нас готов, а что мы приготовим на второе?

Поваренок дает вам подсказку.

- Посмотрите, послушайте и ответьте:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?

Дети: (хором) Каша.

Логопед: - Молодцы! Давайте приготовим кашу. У вас на столах пакетики, посмотрите, что в них лежит?

(Работа в паре: на столе мешочек с крупой, дети открывают мешочек и называют крупу)

Логопед: - У меня в мешочке перловка. А у Вас?

Дети:

- У нас в мешочке – рис,
- У нас в мешочке - гречка,
- У нас в мешочке - манка,
- У нас в мешочке - горох,
- У нас в мешочке - овсянка.


Логопед: - Из перловки можно сварить перловую кашу. Какую кашу можно сварить из ваших продуктов?

Дети:

- из риса варим рисовую кашу.
- из манки - манную кашу
- из гороха - гороховую кашу
- из гречки - гречневую кашу
- из овсянки - овсяную кашу.
- из пшена - пшенную кашу.

Логопед: - Какие вы, ребята, молодцы! Вы сварили столько вкусных, полезных каш. Так и что же мы приготовим еще?

Логопед: Послушайте загадку.

- Мы капусту нашинкуем,
В миску выложим большую.
Огурец нарежем, лук,
И петрушку, и латук.
К ним добавим сыр, томат –
И получится ... (салат).

Логопед: - Правильно салат. Теперь нарежем салат. В какой посуде будем готовить салат?

Дети: в салатнице.

Логопед: - У нас 3 салатницы, а вы разделитесь на 3 группы. В корзинке лежат продукты для салата. Послушайте задание и выберите продукты из корзинки:

- Поварята 1 стола режут салат из фруктов (банан, киви, апельсин, дыня).

- Поварята 2 стола режут салат овощей (помидор, огурец, перец, картофель, горох).

- Поварята 3 стола готовят салат из ягод (клубника, малина, смородина, вишня, земляника).

Дети раскладывают продукты по салатницам.

Логопед: Поварята 1 стола из чего Вы резали салат?

Дети: Мы резали салат из фруктов.

Логопед: Какой салат вы нарезали?

Дети: Мы нарезали фруктовый салат.

(по аналогии с оставшимися столами)

Логопед: Ну что же, ребята, нам осталось приготовить десерт!

Много в мире сладких блюд
Знаешь ты их милый друг
Подают в конце обеда
Всем веселым непоседам.
Для десерта встаем в круг!

Я буду готовить компот из клюквы. Я готовлю клюквенный компот. А теперь вы.

Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.

Логопед: - Ты будешь готовить пирог из ягод. Какой пирог ты приготовишь?

Ребенок: Я приготовлю ягодный пирог!

Логопед: - Ты будешь печь запеканку из творога? Какую запеканку ты испечешь?

Ребенок: Я испеку творожную запеканку!

Логопед: - Ты будешь резать салат из фруктов? Какой салат ты нарежешь?

Ребенок: Я нарежу фруктовый салат!

Логопед: - Ты будешь готовить пудинг из бананов? Какой пудинг ты приготовишь?

Ребенок: Я приготовлю банановый пудинг!

Логопед: - Ты будешь печь шарлотку из яблок? Какую шарлотку ты испечешь?

Ребенок: Я испеку яблочную шарлотку!

Логопед: - Ты будешь варить варенье из смородины? Какое варенье ты сваришь?

Ребенок: Я сварю смородиновое варенье. И др.

Закрепляющий этап

Логопед: Ребята поваренку «НЫЙ» нужна Ваша помощь.

Поваренок записал заказ посетителей своего лесного кафе и не может понять, что же нужно приготовить. Вот, что он написал:

Лиса заказала курица суп.

Дети: Лиса заказала куриный суп.

Логопед: Заяц заказал капуста салат и морковь сок.

Дети: Заяц заказали капустный салат и морковный сок.

Логопед: Еж попросил принести гриб суп.

Дети: Еж попросил принести грибной суп.

Итог занятия

Составление самостоятельного рассказа.

Логопед: – Ну что, ребята, вот и подошло время прощаться! Пора возвращаться домой!

Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были?

Дети: Сегодня мы были в Лесном кафе.

Логопед: Что вы делали в кафе?

Дети: В кафе мы готовили обед.

Логопед: Какие блюда вы приготовили на обед

Дети: На обед мы приготовили суп, кашу, салат и десерт.

Логопед: Какие посетители приходили в Лесное кафе и что они заказали?

Дети: В кафе приходила лиса. Она заказали куриный суп.

Дети: В кафе приходил заяц. Они заказал капустный салат.

Дети: В кафе приходил еж. Он заказал грибной суп.

Логопед: Ребята, вам понравилось в лесном кафе, вы придете сюда снова?

Дети: Нам понравилось в лесном кафе, мы придём сюда снова.

А теперь расскажите сами. (Дети составляют рассказ о посещении кафе, один начинает, другой продолжает)

Например:

Сегодня мы были в лесном кафе. Мы приготовили суп, кашу, салат и десерт. В кафе приходила лиса, они заказала куриный суп. Приходил заяц он заказал капустный салат. В кафе приходил еж, он заказал грибной суп. Нам понравилось в лесном кафе, мы придём сюда снова.

Логопед: - Я, думаю, вашим родителям будет очень интересно услышать ваш рассказ о сегодняшнем посещении лесного кафе. А повар «НЫЙ» сделал вам сюрприз, в благодарность за вашу помощь – давайте выпьем вкусный, ароматный, яблочный компот!

Литература

  1. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В., Издательство: В.Секачев, 2016.
  2. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Матросова Т.А., Издательство: В.Секачев, 2016.
  3. 620 тематических загадок с заданиями и вопросами. Готовим к школе. Развиваем логику, память и речь. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В., Издательство: В.Секачев, 2019.
  4. Загадки-смекалки. Учебно-методическое пособие. Соболева А.В., Издательство Соц.-полит., 1994.