«Теремок» (комплексное занятие по развитию познавательной сферы детей 5–6 лет с ТНР)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, ТНР – тяжелое нарешение речи


Цель: развитие познавательной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  • Образовательные: закрепляем знания детей о диких животных, особенностях внешнего вида; упражнять в узнавании изображений и силуэтных; формировать умения детей различать диких животных по величине (большой, средний, маленький).
  • Развивающие: развивать устойчивость зрительного внимания и памяти; развитие мыслительных процессов и речи; развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитательные: формировать умение внимательно слушать педагога и других детей; воспитывать сосредоточение на деятельности.

Материалы: магнитный театр сказки «Теремок», простые карандаши, цветные карандаши, бланки для выполнения упражнений на каждого ребенка, аудиозапись звуков леса.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок».

Вводная часть

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело. (из-за облако поднимаем солнышко). Что за сказочка такая ты попробуй, угадай.

Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
И лягушку, зайку, волка
А медведь пришел без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
Это сказка …. (ТЕРЕМОК)

Выслушиваем ответы детей, если возникли затруднения, помогаем им с ответом: «Это сказка «Теремок».

Основная часть

Магнитный театр сказки «Теремок».

Цель: развитие связной речи.

Сказка

Стоит в поле теремок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто не отвечает.

Стала мышка в тереме жить. Пришла лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» - «Я мышка-норушка, а ты кто? «Я лягушка квакушка». – «Иди ко мне жить». Стали они вместе жить.

Прибежал заяц: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» - «Я мышка-норушка. Я (кто) лягушка – квакушка, а ты кто?» - «Я зайчик-побегайчик». – «Иди к нам жить». Стали они вместе жить. Пришла лисичка-сестричка: «Терем – теремок, кто в тереме живет?» – «Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, а ты кто?»- «Я лисичка-сестричка». -«Иди к нам жить». Живут все вместе. Приходит волчок, серый бочок,: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Мышка – норушка, лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка - сестричка, а ты кто?. «Я волчок – серый бочок «Иди к нам жить. Стали они жить вместе. Пришел медведь «Я медведь косолапый», - Иди к нам жить». «Я большой, а теремок маленький. Я на крыше буду жить», - сказал медведь. Сел на теремок и раздавил его. Стали звери новый теремок строить. Построили они теремок лучше прежнего. Стали звери в нем жить-поживать да добра наживать.

Физкультминутка «Медвежата»

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

Мы — веселые ребята.
Наше имя — медвежата.
Любим лазать и играть,
Любим прыгать и метать. (Ходьба на носках, меняя положение рук)
Мишка по лесу пошел,
По тропинке вдаль забрел, (Ходьба с высоким подъемом ноги и хлопком под коленом)
Лапы дружно поднимает,
Чтоб кусты не подминались.
Мишка шел, шел, шел, (Ходьба шагом марша «поворотом на 180° по сигналу - удару в бубен)
К тихой речке подошел.
Сделал полный поворот,
Через речку пошел вброд.
Мишка плыл, плыл, плыл (Упражнение «Рыбка»)
И до берега доплыл.
Чтобы Мишке не хворать,
Нужно шкурку согревать.
Мишка шел, шел, шел, (Ходьба в полуприседе)
На лужайку пришел.
Он попрыгал на лужайке (Прыжки на двух ногах)
Быстро, ловко, словно зайка.
Перед Мишкою бревно,
Нужно лазать хорошо. (Ползание по ковру)
Впереди лежит сосна,
Ползет Мишка, как оса.
Мишка шел, шел, шел, (Ходьба с выпадами)
И к болоту пришел.
Прыгать он уже умеет,
Прыгать будет он смелее. (Поскоки)
Перед Мишкою кедрач.
Нужно шишки бы собрать. (Наклоны корпуса вниз, руками достать пол)
Мишка быстро побежал, (Бег по кругу с ускорением и замедлением)
На малинный след напал,
Поискал еще медок,
Да, пчелки спрятались в дубок.

Дидактическая игра «Дорожки к теремку»

Цель: развитие внимания.

Материал: рисунок 1.

- К теремку разные дорожки ведут. Сколько дорожек? Несколько. Одинаковые дорожки? Разные дорожки — длинные, а другие короткие. Некоторые из них ведут в тупик. Лисичка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете? Да, ребята правильно, по короткой дорожке быстрей добежать до теремка, а теперь нам нужно правильно указать ей, где тут короткая дорожка. Проведите лисичку по короткой дорожке.

Рис. 1. Лабиринт к дидактической игре «Дорожки к теремку»

Упражнение «Раскрась теремок»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Материал: рисунок 2.

Детям предлагается раскрасить теремок в соответствии с условными обозначениями.

Рис. 2 Раздаточный материал к упражнению «Раскрась теремок»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Цель: развитие логического мышления.

Материал: рисунок 3.

Детям предлагается найти в каждом ряду лишнее изображение и объяснить свой выбор.

Рис. 3. Раздаточный материал к дидактической игре «Найди лишнее»

Релаксация «В лесу»

Цель: способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

(звучит спокойная расслабляющая музыка, звуки леса)

Психолог: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее… Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».