Цель педагога: формировать экологическую культуру детей и активную жизненную позицию.
Цель детей: правильно выполнить задание, состоящее из нескольких этапов, получив на каждом этапе приз (части картины природы), в ходе выполнения итогового задания сложить ее.
Программное содержание:
- Обобщить знания детей об отходах и их повторном использовании.
- Закрепить понятие о том, что природа - наш дом и нужно избегать его загрязнения. Учить бережному отношению к природе.
- Развивать экологическое мышление.
- Воспитывать дружбу и взаимовыручку.
- Воспитывать навыки совместной деятельности.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о том, откуда образуются отходы, виды отходов.
- Беседа о необходимости раздельного сбора отходов и их последующей переработке.
- Беседа об охране природы и видах природных ландшафтов.
- Наблюдения в природе, экспериментирование.
- Акции по сбору макулатуры и пластиковых крышек.
Оборудование: эмблемы команд, карточки с изображением ситуаций, которые способствуют увеличению мусора и ситуаций, способствующих уменьшению мусора (можно использовать карточки с сайта Мосприроды), мяч, большие листы ватмана, карандаши, мелки, макеты баков для раздельного сбора (или ведерки), картинки с изображением отходов, раскраска «Опасные отходы», музыкальный проигрыватель, конверты с частями картины - (каждой по пять частей, всего две картины).
Место проведения квеста: игровая комната группы детского сада, со столами, или зал.
Ход мероприятия
Дети разбиваются на две группы-команды. Выбирают название. Участники получают эмблемы или бейджики.
- Команда 1 «Переработчики».
- Команда 2 «Хранители».
«Поезд». Дети садятся в два поезда (держатся руками за плечи друг друга), под музыку путешествуют по комнате.
Остановка 1. Станция Узнавайкино
Дидактическая игра с мячом. «Из чего сделано»
Цель: закрепить знания о рукотворных предметах и материалах.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч и называет предмет. Бросает поочередно одной или другой команде. Ребенок должен назвать из чего сделано. После выполнения задания капитаны получают конверт с частью картины.
Команды снова образуют поезд и перемещаются по группе.
Остановка 2. Станция Разделяйкино
Игра «Раздельный сбор»
Цель игры: научиться сортировать отходы в игровой ситуации в разные баки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям модели ящиков для раздельного сбора: металл, стекло, бумага, пластик. У каждой команды тарелка с «мусором» (карточки). Выясняем, какие виды мусора, в какой ящик надо положить. Сортируем только тот мусор, который может быть переработан. Пищевой мусор и то, что нельзя переработать мы не трогаем. Команды должны правильно разложить «мусор» представленный в картинках. В конце задания воспитатель проверяет баки и помогает детям исправить ошибки. Получение конверта.
Команды снова образуют поезд и перемещаются по группе.
Остановка 3. Станция Уменьшайкино
Дидактическая игра «Правильно-неправильно»
Цель: найти изображения ситуаций, которые помогают уменьшить образование мусора. В игре используются двойные карточки Мосприроды.
Ход игры. Воспитатель показывает детям две карточки - одна с желательной ситуацией, другая нет. по очереди каждой команде. Дети должны рассказать, почему они выбрали ту или иную карточку. Например: девочка выбрасывает предмет в мусор, на второй картине из него сделана поделка; мальчик несет покупки в пластиковом пакете и в сумке; картинки с выбором упаковки товара- большая коробка или скромная экоупаковка и т.п.
После того, как все желательные ситуации на карточках названы, капитаны получают еще один конверт для каждой команды. Поезд отправляется дальше.
Остановка 4. Станция Батарейкино
Игра «Опасные отходы»
Цель: найти изображение опасных отходов на бумаге и раскрасить их.
Ход игры: по сигналу дети начинают раскрашивать изображение опасных отходов, которые увидели. (Раскраска в виде "путаницы") Не опасные не раскрашивают. Каждой команде необходимо сосчитать, сколько опасных отходов они нашли.
Остановка 5. Станция Дом
Задание: Нарисовать общую картину на тему «Наш Дом-природа» в процессе коллективной изобразительной деятельности.
Ход деятельности. Воспитатель спрашивает детей, почему природа - наш общий дом? Выслушав ответы, уточняет у детей, что в природе является частью общего "дома", например: небо - крыша, лес - стены, солнце - свет. Затем дети приступают к изображению дома - природы, в котором всем хорошо и радостно. Капитаны по итогам задания получают конверт. Дети строятся поездом и приходят на "поляну".
Остановка 6. Подарок природы
Цель: каждой команде собрать картинку из пяти частей, назвать природный ландшафт. (река, горный водопад)
Воспитатель говорит: мы хорошо постарались, теперь мы знаем, как сохранять эту природную красоту. Как? Дети предлагают свои ответы: уменьшать количество мусора, делать раздельную сортировку отходов, и др.
Подведение итогов и выводы
В этом квесте мы узнали, что чистая природа - это наш общий дом и красивые и чистые природные ландшафты - самый лучший подарок!
Всем участникам вручаются призы.
Литература и сетевые издания
1. Николаева С. «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
2. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва, Мозаика-Синтез, 2016.
3. Онлайн-библиотека Мосприрода. http://mospriroda.ru/lib_online/
- Методические рекомендации, плакаты: «Наш дом - природа», «Мусор, Набор карточек-шаблонов «Мы и мусор. Что делать?» Набор дидактических карточек к экологическому словарику «Юные экологи Москвы» Методические рекомендации «Отходы».
4. Экологичная раскраска. «Зеленый паровоз» Раскраска от Зелёного Паровоза | ЭкоПорт (ecoportus.ru)