Процессы происходящие в современном обществе предъявляют свои требования к школьному образованию. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества тесно связана с внедрением инновационных процессов в организацию обучения. Взамен модели традиционного образования, традиционных уроков, основанных на знаниях, умениях и навыках, предложена компетентностная модель, где ученик уже является не объектом, а субъектом учебной деятельности, не подвергается учению, а учится сам, а основным результатом является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Современный школьник должен не только уметь быстро ориентироваться в современной неопределенной ситуации, но и формулировать и отстаивать свои идеи и взгляды, рефлексировать, концентрироваться, строить межличностные отношения, выходить на проблему, находить способы решения проблемы и оценивать последствия, выбирать новые роли, группы, позиции, отстаивать свою точку зрения, быть лидером (или руководителем) при выполнении одних задач и исполнителем (участником общего дела) при выполнении других, уметь работать в команде.
Хорошим инструментом для обеспечения высокой степени активности ученика в организации образовательной среды может стать современная методика Education Scrum. Education Scrum — современный метод управления проектами, основанный на принципах тайм-менеджмента. Методика позволяет легко изменять и корректировать продукт в процессе его создания.
Участниками образовательного процесса в рамках данной методики являются: владелец продукта - учитель, команды обучающихся (3-6 человек), скрам-мастер (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске), родители обучающихся.
Учитель как владелец продукта управляет процессом Education Scrum, а также процессом развития как ученика, так и команды и ответственен за измеримые результаты обучения.
Первое, что делает учитель — это разрабатывает маршрутный лист для предстоящего «спринта» (серии уроков и заданий по выбранной тематике). Маршрутный лист содержит название темы; знания и компетенции, которые должны быть у ученика в результате изучения темы; форма и даты предстоящего контроля; перечень источников теории и заданий по практике (как базового, так и повышенного уровня).
Управление скрам-картой темы состоит из:
1. Изначального объяснения ученикам, что такое Scrum (делается один раз, занимает 2 часа).
2. Определения учебной цели спринта.
3. Определения и объяснения критериев оценивания. Необходимо четко разъяснить, по каким критериям будет оцениваться достижение учебной цели. Только в этом случае команды смогут работать автономно (над теорией, экспериментами, документами, презентациями и т.д.).
4. Консультативная поддержка групп: после определения учебной цели и критериев соответствия, учитель как владелец продукта может поддерживать команды непосредственным обучением, предоставлением различных учебных и справочных материалов, ответами на возникающие вопросы. Учитель поощряет сотрудничество между группами учащихся, так как ученики могут многому научиться на опыте других групп.
Маршрутный лист темы "Алкены"
Рассматриваемые вопросы:
1. Этилен, его строение. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена.
2. Химические свойства углеводорода ряда этилена, правило Марковникова.
3. Применение и получение этиленовых углеводородов.
Требования к изучению темы:
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: определение «алкены», их общую формулу, строение молекул, номенклатуру, изомерию, способы получения, правило Зайцева; физические и химические свойства алкенов: реакции присоединения, окисления, полимеризации; определения понятий: реакция гидрирования, гидратации, галогенирования, гидрогалогенирования, полимеризации, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации; правило Марковникова; качественные реакции на алкены, применение алкенов;
Уметь:
составлять молекулярные и структурные формулы алкенов и их изомеров и давать им названия, записывать схемы реакций получения; записывать схемы реакций, отражающих хим. свойства алкенов, определять тип реакции; записывать структурные формулы изомеров, определять вид изомерии, давать названия соединений по структурным формулам, записывать схемы реакций получения решать задачи на установление химической формулы вещества:
а) по известной общей формуле и массовой доле одного из элементов,
б) по его реакционной способности; выполнять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ.
Маршрутный лист темы "Алкены"
№ |
Подтема |
Источники |
Практика, задачи |
1 |
Этилен, его строение. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена. |
П. 10, стр. 61-66 |
Упр. 3, 4, 6,7 на стр. 67 |
2 |
Физические и химические свойства углеводорода ряда этилена, правило Марковникова. |
П. 11 стр. 68-76 |
Задание 5,8,9 см. на обороте |
3 |
Применение и получение этиленовых углеводородов. |
П. 12 стр. 77-79 |
Задание 6,7 см. на обороте |
4 |
Практическая работа "Получение этилена и изучение его свойств" |
https://youtu.be/V19KN-R92AU |
Отчет |
Проводится рефлексия по поводу работы группы, эффективности процесса, выявляются и проясняются затруднения. |
|||
5 |
Контрольные задания. |
Контрольная работа. |
|
Обсуждение того как можно сделать работу эффективнее, запускается следующий спринт |
Примерные задания к маршрутному листу по теме "Алкены" (располагаются на обратной стороне).
Задание 1. Напишите графические формулы следующих алкадиенов: а) 2,3-гексадиен; б) 1,3,5-гексатриен; в) 2,4-диметилпентадиен-1,4.
Задание 2. Плотность алкена при нормальных условиях равна 1,875 г/л. Выведите молекулярную формулу алкена.
Задание 3. Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 49. Массовая доля углерода в нем равна 85,71%, массовая доля водорода равна 14,29%. Выведите молекулярную формулу углеводорода.
Задание 4. Углеводород массой 25 г при нормальных условиях занимает объем 10 л. Массовая доля углерода в нем равна 85,71%. Выведите молекулярную формулу углеводорода.
Задание 5. Какие соединения образуются при взаимодействии: а) пропена с хлороводородом; б) 2-метил-бутена с серной кислотой с последующим гидролизом полученного вещества; в) 1-бутена с изобутаном? Объясните электрофильный механизм первой и второй реакций.
Задание 6. Получите 2-метилбутен-2 из соответствующих спиртов и галогенпроизводных. Напишите уравнения реакций, позволяющих качественно определить присутствие двойной связи в молекуле.
Задание 7. Какое соединение получится, если на 1,2-дибромпентан подействовать цинком при нагревании, полученное соединение обработать бромоводородом, а затем металлическим натрием? Назовите полученное вещество по систематической номенклатуре. Охарактеризуйте связи его. Какими свойствами оно обладает?
Задание 8. Относительная плотность паров органического вещества по водороду равна 42. При сжигании 7 г этого вещества
образуется 22 г диоксида углерода и 9 г воды. Выведите молекулярную формулу органического вещества.
Задание 9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Данная методика на уроке позволяет детям научиться искать, анализировать и преобразовывать информацию. Работа происходит в командах, поэтому дети учатся способам эффективной коммуникации. Нестандартный подход способствует развитию у обучающихся лидерских качеств и повышает мотивацию к познанию.
Заканчивается каждый урок проверкой учителем заданий, выбранных на контроль и если встречаются не верно выполненные задания, то оно возвращается в колонку «планируемые результаты». Ребята отмечают на «скрам-доске» результаты своей работы (на «скрам-доске» выполненные задания перемещают в колонку «достигнутые результаты»).
Материалы сайта Дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» - URL: https://chem-ege.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения 29.10.2019)
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия 11 (10) класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. - 6-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2013. - 368 с.
Сазерленд, Джефф. SCRUM. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд; пер. с англ. М.Гескиной – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 288 с.