В данной работе представлено исследование исторического комплекса Новый Иерусалим.
Целью работы является исследование исторического архитектурного ансамбля Новый Иерусалим на начало 18 столетия. Период очень сложный и неоднозначный, связанный с проведением секуляризации церковных земель.
Методологическая база исследования: при написании работы применялись традиционные методы исторического исследования.
Новизна состоит в том, что данная работа является первым исследованием, специально посвященному комплексному анализу в данный период на примере отдельно взятого монастыря.
Практическая значимость работы. Данное исследование вносит вклад в изучение Ново-Иерусалимского монастыря и может быть полезным при разработке экскурсий.
Уникальный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря близ Москвы был начат строительством в XVII веке во время правления царя Алексея Михайловича по инициативе главы русской Церкви патриарха Никона. По замыслу патриарха одна из наиболее красивых местностей Подмосковья должна была стать топографической и архитектурной копией Святой Земли, называемой Русской Палестиной. Центром ее был призван стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтное воплощение образа Святой Земли, где были воссозданы все основные палестинские святыни, в которых хранилась память о земной жизни Иисуса Христа.
За 360 лет своего существования Ново – Иерусалимский монастырь пережил различные периоды. Это были времена расцвета и забвения. Монастырь был основан патриархом Никоном в середине XVII века (1658). Замысел собора был сложен и многозначен. Он не ограничивался копированием восточного прототипа.
На начало XVIII столетия архитектурный комплекс монастыря был полностью построен и его задачей данного исследования является достоверное восстановление облика Ново-Иерусалимского монастыря на начало восемнадцатого столетия.
Данная работа имеет дальнейшее исследование, убранство внутри монастыря, хозяйственная жизнь насельников. На начальном этапе это рассмотрение монастыря, как архитектурного комплекса.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтное воплощение образа Святой Земли, где были воссозданы все основные палестинские святыни, в которых хранилась память о земной жизни Иисуса Христа.
Местом для воплощения своего замысла патриарх Никон избрал излучину подмосковной реки Истры, окруженную холмами.
Сразу же характерные элементы ландшафта получили новые названия: река Истра стала называться Иорданом, центральный холм в излучине - Сионом, холм к востоку от него - Елеоном, к северу за рекой - Фавором. В последующие годы появился еще ряд мест, воплощающих память о Святой Земле. Кроме того, в ближайших селах были построены храмы, посвященные главным церковным праздникам, и даже некоторым селениям были даны такие названия, как Назарет, Капернаум и даже Вифлеем.
Центром же этого непревзойденного замысла должен был стать монастырь на холме Сион, символизирующий святой град Иерусалим. В 1657 году было начато строительство, которое посетил царь и дал монастырю название Новый Иерусалим.
Вскоре между царем и патриархом Никоном произошел конфликт, после которого патриарх удалился в Новый Иерусалим и в течении восьми лет руководил строительством каменного собора в честь Воскресения Христова и другими постройками1.
___________________
1 Благовидова Н.Г. Ново-Иерусалимский монастырь, как уникальный духовно- просветительский центр// Архитектон: известие вузов.-2013, № 41.- С. 32-45
Если же говорить о самом ансамбле, то в последние два десятилетия XVII века в монастыре заканчивалось создание всего ансамбля каменных зданий.
Крепостная ограда Воскресенского Новоиерусалимского монастыря была сооружена в 1690-1697 годах по проекту выдающегося русского архитектора Якова Григорьевича Бухвостова. Ограда расположена по периметру монастырского холма и представляет в плане неправильный многоугольник. Она состоит из крепостной стены, восьми башен, поставленных на ее изломах и над западными воротами, и восточных ворот с надвратной церковью. Общая протяженность ограды около километра, высота девять метров, толщина до трех метров.
Монастырская стена построена по всем правилам крепостного зодчества конца XVII века. С внутренней стороны она традиционно делится на две части. Нижняя часть расчленена полуциркульными, близкими к ордерным пропорциям нишами для бойниц подошвенного боя. Верхняя часть представляет собой боевой ход, огражденный балясным парапетом. Боевому ходу на всем протяжении соответствует два ряда бойниц: щели, предназначенные для стрельбы вдаль, и машикули, позволяющие осматривать и оборонять основание крепости.
Два равномерных ритмических ряда архитектурных членений- ниши для бойниц подошвенного боя и опоры, поддерживающие кровлю боевого хода, - архитектор сдвинул относительно друг друга, что еще более подчеркнуло два основных горизонтальных пояса крепостной стены.
Наружное решение архитектора традиционно лаконично. До венчающей части стена выложена под едва заметным откосом. Венчающая часть составляет более чем одну треть от общей высоты. Переход к ней осуществляется с помощью уступа, которому по традиции соответствуют машикули. Ряды этих бойниц, расположенных в частном ритме, и горизонтальные тяги, выложенные уступчиками, составляют единый декоративный пояс, который охватывает стену на всем протяжении.
Стремясь связать монастырскую ограду в единый ансамбль с Воскресенским собором, архитектор умело использовал принцип силуэтного подобия, придав башням силуэт, близкий ротонде собора. В полукруглых выступах, примыкающих к основным объемам, расположены винтовые лестницы, которые соединяют вторые и третьи ярусы башен.
По сложившейся в архитектуре второй половины XVII века традиции над центральными воротами монастыря, расположенными с востока, была построена церковь.
Надвратная Входоиерусалимская церковь - тип многоярусного центричного храма «восьмерик на четверике», который получил широкое распространение в архитектуре конца XVII века. Ярусный храм, поставленный на проездные ворота и органично связанный с ними, - единственное в своем роде композиционное решение в архитектуре конца XVII века.
Надвратная церковь имеет строгий декор, выполненный из кирпича, который повторяет мотивы архитектурного декора крепостной стены. Полуколонны обрамляют проездные ворота, и нижние ярусы восточных башен надвратной церкви расположен такой же декоративный пояс, как и на венчающей, части крепостной стены.2
___________________
2 М.Черненилова Л. Архитектурный ансамбль бывшего Новоиерусалимского монастыря и его реставрация. - М.: Московский рабочий, 1989-с.56-58
Перед входом в монастырь окружает каменная ограда, в ней в ней по восточной стороны от подъезда имеются святые ворота, здания каменные и заключаются в трех различных арках.
Первая с правой стороны, устроенная для проезда, выложена камнями со створчатыми затворами, в них для приходящих сделана калитка.
Вторая средняя и большая арка - это ворота, которые называются святыми и открываются только для крестных ходов и для встреч высочайших особ.
Третья арка, такого же размера что и первая с такими же запорами и затворами, в ней с внешней стороны устроена часовня, а из внутренности во всю арку деревянная лестница.
Ограда каменная, окружена церковные и прочие здания мерою в окружности 432 сажени, в величину 4 сажени 10 вершков, в толщину три аршина 6 вершков.
Башень на сей ограде восемь. Первая с юго-восточной стороны от святых ворот угольная башня о трех ярусах, имеется в ней дверь для входа и хранения некоторых вещей.
Вторая башня по южной стороне снизу осьмиугольная, а также устроена, как и первая.
Третья, на юго-западной стороне, как и первая, только бес колон внизу, в двух средних ярусах имеются рамы одни глухие, а другие со стеклами, внутри окрашена и покрыта железом, как и первая.
Четвертая на западе с четырьмя ярусами, внизу створчатые ворота и маленькая калитка, по обе стороны два чулана, в коих по одному окну с железными решетками. Во втором ярусе снаружи деревянная галерея, в которой с трех сторон находится семь окон с рамами и стеклами, три небольшие комнаты без печей и по одному окну.
Пятая башня на углу, на северо-западной стороне о трех ярусах - бес колон. На втором ярусе имеются окна и рамы со стеклами у входа, в башне два чулана. В башне пол деревянный и пять окон.
Шестая башня по северной стороне имеет одинаковую архитектуру с первой башней, но только бес колон.
Седьмая башня, как вторая. Восьмая башня угольная на северо-восточной стороне. Все башни и ограды окрашены краской медянкой.3
___________________
3 РГАДА Ф 1625, оп 1, д.74.
Башни монастыря имеют символические палестинские названия башен: главная входная башня, Надвратная, Входоиерусалимская, Гефсиманская башня ( налево) далее Сионская, Давидов дом, Елизаветенская или Западные ворота, Иноплеменничья башня, Варуха, Ефремова и Дамасская башни.4
___________________
4 О.Пруцын. Керамика Нового Иерусалима// Академия реставрации М. 2001, с.9.
Между Ефремовой и Дамасской башнями к внутренней крепостной стене примыкают солодовые палаты, в которых выпекали различные хлеба и готовили всякого рода душистые снадобья.
Из восьми башен четыре стояли на углах ограды, четыре были проездными. Главным входом в монастырь был восточный, с внутренней стороны к нему примыкала караульня, под которой находилась тюрьма.5
___________________
5 Л.Г.Невзорова. Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории //М.: Московский рабочий, 1989, - с.21.
В западной части Новоиерусалимского монастыря, параллельно пряслу крепостной стены стоят построенные в один ряд палаты различного значения.
К западу от главного храма находится каменный двухэтажный корпус, в коем кроме церквей, новые и старые настоятельские покои.
К этому корпусу с восточной лицевой стороны примкнуто каменное двухэтажное здание вышеупомянутой церковью Рождества Христова
В ХVIII веке три основных корпуса - Больничные и Трапезные палаты с церковью Рождества Христова и Настоятельные покои - были объединены между собой и стали комплексом зданий, к которому теперь применяется общее название- Трапезные палаты.6
___________________
6 Л.М.Черненилова. Архитектурный ансамбль бывшего Новоиерусалимского монастыря и его реставрация.// М.: Московский рабочий, 1989, - с.51.
С западной стороны храма Воскресения Христова находится братский корпус.
Неподалеку располагался сарай с экипажами патриарха Никона, в нем передняя стойка каменная, три досчатые. Длина и ширина девять аршин, высота четыре аршина.7 Наличие экипажей: карета патриаршая ветхая; карета на летнем ходу; коляска летняя; полу-коляска; два возка; одна повозка; две тележки (на 1848 год)8
___________________
7 РГАДА Ф 1625, оп 1, д.74., д.43. Cтраховая оценка №8.
8 РГАДА Ф 1625, оп 1, д.29.
К ограде примкнуто каменное здание «просфорни» с железной крышей на один скат, не сохранившиеся, сейчас.
Здание, в котором помещаются монастырская книжная лавка, келии, баня примкнуто к ограде монастыря на один скат.
В бане печь голландская одна и каменка одна.
В одной линии с навесом кухня каменная, крыша в один скат, окрашена зеленой краской, длиной в пятнадцать аршин, шириной в девять аршин и высотой в четыре с половиной аршина. Окон четыре, двери две; русская печь и плита одна.
Сзади братского корпуса оранжерея и помещение каменное для садовника, с железной крышей. Длинной в пять с половиной аршин; шириной в семь аршин; высотой в три с половиной аршин.
Длина оранжереи двадцать один аршин; ширина семь аршин. Крыша на оранжереи из стекла; печь голландская одна; одно окно и четыре однопольных двери.
Таким образом, на начало XVIII столетия, все постройки на территории монастыря были выдержанны в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам.
Рассматривая постройки за оградой монастыря следует отметить, что в трехсот метрах к северо- западу от монастыря на берегу Истры находится скит патриарха Никона.
Скит представляет собой миниатюрную постройку, цельно и гармонично объединяющую в себе культовые, жилые и хозяйственные помещения. Первый этаж был хозяйственный. На втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха Никона. Третий этаж - это церковь Богоявления с трапезной, келья патриарха и приемная с небольшой прихожей.
Архитектурный образ этого памятника многообразен. С юга и с севера это довольно нарядная постройка, напоминающая и жилые палаты XVII века, и древние храмы Новгорода с их гладкими стенами, лестничными башнями и ассиметричными завершениями. С востока узкий столпообразный объем со стройным выступом аспиды, завершенный восьмигранной главой - церковью, ярко демонстрирует устремленность к небу. С запада выступает лестничная пристройка, несущая келью, которая предназначалась для уединенных молитв.
Украшением интерьеров служили ныне утраченные изразцовые печи и керамические полы.9
___________________
9 З.П.Майборода. Московский областной краеведческий музей в городе Истра: Путеводитель// М.: Московский рабочий, 1989, - с.60-61.
Слева от Святых ворот расположено здание монастырского училища, двухэтажное, каменное с железной крышей. К зданию пристроены сени и клозет. Длина здания в тридцать пять аршин; шириной восемнадцать аршин; высота тринадцать аршин. Окон итальянских пятнадцать и двадцать восемь обыкновенных окон.
Левее расположена гостиница двухэтажная, низ каменный; высота четыре с половиной аршина. Вверх деревянный, обшитый тесьмой, высотой пять с половиной аршина. Длина здания тридцать аршин и ширина шестнадцать аршин; окон тридцать; дверей двадцать; печь русская с плитой одна, голландских три.
Далее гостиница деревянная, двухэтажная на каменном фундаменте. Длина тридцать шесть аршин; шириной шестнадцать аршин; высотой девять аршин; окон шестьдесят одно; дверей однополых двадцать восемь и четыре двери двустворчатых.
Имелась также гостиница двухэтажная с нижним каменным этажом высотой пять с половиной аршин; верхний этаж деревянный, обширный. Высота четыре с половиной аршина, при ней крыльцо. Длина двадцать восемь аршин и шириной пятнадцать аршин.
Также есть еще и каменная гостиница в три этажа с бетонными потолками; длиной сорок три аршина; шириной двадцать аршин; высотой шестнадцать с половиной аршина; окон шестьдесят, печей голландских семнадцать; русская печь одна.
Так как монастырь жил натуральным хозяйством, то был и скотный двор. В который входили: дом деревянный на каменном фундаменте; крытый железом; длиной в тридцать пять аршин; шириной двенадцать аршин; высотой пять аршин, с деревянными тесовыми сенями; двумя голландскими и двумя русскими печами. Скотный сарай бревенчатый. Длиной тридцать шесть аршин; шириной четырнадцать аршин; высотой четыре с половиной аршины. Окон пятнадцать и двое ворот. К сараю к этому примкнут погреб деревянный с каменным фундаментом, в каменных столбах; крыт железом; длиною девять аршин; шириной восемь аршин и высотой четыре с половиной аршина. Еще один скотный сарай деревянный, на каменных столбах; крыт железом; длиною шестнадцать аршин; шириной восемь аршин и высотой четыре с половиной аршина; имеются одни ворота.
На протяжении следующих лет ветхие постройки сносили и строились новые, но в основном архитектурный образ всего градостроительного комплекса не изменялся.
С наступлением XVIII столетия реформы Петра Великого подчинили все формы церковной жизни государству. При Петре I принимались попытки только частичной секуляризации церковного землевладения, а точнее разделением вотчин на «определенные», где доход поступал в монастырь и «заопределенные», доход от которых поступал государству. Однако реформу закончила Екатерина II, введением манифеста 1764 года, о полной секуляризации церковных владений.
Ново-Иерусалимский монастырь обладал достаточно большими вотчинами с относительно плодородными землями. Хозяйственная деятельность была смешанной. В основном вокруг монастыря образовывались ремесленные слободы, направленные на удовлетворения нужд монастыря. Монастырь во все времена своего существования отличался большим количеством паломников и богомольцев.
Широкая строительная деятельность, свидетельствовала о достаточном экономическом положении к концу столетия. Благодаря богомольцам обитель быстро восстановила свой экономический потенциал.
Список использованной литературы
1. Благовидова Н.Г. Ново-Иерусалимский монастырь, как уникальный духовно-просветительский центр// Архитектон: известие вузов.-2013, № 41.- С. 32-45
2. З.П.Майборода. Московский областной краеведческий музей в городе Истра: Путеводитель//М.: Московский рабочий, 1989, -с.60-61.
3. Л.Г.Невзорова Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории //М.: Московский рабочий, 1989, -с.21.
4. О. Пруцын Керамика Нового Иерусалима// Академия реставрации М. 2001,с.9.
5. РГАДА Ф 1625, оп 1, д.74., д.43. страховая оценка №8.
6. РГАДА Ф 1625, оп 1, д.29.
7. Л.М.Черненилова. Архитектурный ансамбль бывшего Новоиерусалимского монастыря и его реставрация.//М.: Московский рабочий, 1989, -с.51.
8. В. Шмидт. Новый Иерусалим: проблемы восстановления.//Православие.RU .20.07.2009.