Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма урока: интегрированный урок.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о населении и природе Южных материков, через контроль по теме и дополнительный материал.
Задачи:
- обучающие: углубить знания о Южных материках с применением математических умений решения уравнений; нахождение расстояний по карте, работе с таблицами
- развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся по географии и математики, умения работать в группе;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание ценностей математического и географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
- Предметные: называть и показывать географические объекты материка, делать математические расчеты по построению графика.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, физическая карта полушарий, атласы для 7 класса, оценочные листы, карточки с заданиями, теневой театр.
Ход урока
Организация класса: заходя в кабинет, обучающиеся берут пазлы карт изученных материков. Садятся за столы в группы.
I. Актуализация. Пробуждение интереса и мотивация
И.К. Два месяца прошло с начала 2020 год. Какими событиями наполнен мир этого короткого промежутка времени на территории Южного полушария?
Е.В. Сейчас вы посмотрите видео, подумайте, какова тема нашего урока?
- 200 лет открытия Антарктиды.
- подготовка к карнавалу
- пожар в Австралии
- нашествие саранчи в Африке
Ответ детей: эти видео с разных материков, а мы изучили Южные материки, будем повторять, и обобщать эту тему. (Миша)
II. Целеполагание
Е.В. Вы правы, так как мы можем сформулировать тему урока? (раскрываю доску) ПУТЬ ОТ ВЧЕРА К ЗАВТРА. Приложение 1
Как вы ее понимаете?
Ответ детей: на предыдущих уроках (значит вчера), изучали материки Южного полушария, на последующих (то есть завтра) будем изучать материки Северного. (Вероника Ш)
Целью которого, является применение имеющихся знаний при выполнении заданий. (Толя)
Е.В. Да, вы правы и в этом нам поможет математика и учитель математики Дицкая Ирина Константиновна.
И.К. На этом уроке мы будем использовать различные пути деятельности: анализ и синтез.
Синтез. Что это такое вам поможет понять наша схема. Рассмотрите ее.
Синтез – это объединение разных частей в целое с целью лучшего изучения предмета.
Е.В. Давайте посмотрим, как это работает. Каждый из вас получил пазл материка, соедините их, объединившись в группы (выставляю таблички с названиями групп: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида, Океания). Дети занимают места, согласно своего пазла и выкладывают материк на листе-проекте. < Рисунок1>.
И.К. Итак, вы убедились, что синтез – это объединение в целое. И сейчас, повязав галстуки, вы объединились в группу – единое целое, представляющее материк. На этот урок вы стали командой прошу закрепить это цветными галстуками.
III. Установление места происходящего события
Е.В. Сложенные пазлы склейте в единый материк
И.К. Ребята, вы посмотрели видео, давайте найдем географические координаты этих территорий, где происходили события. Вам предлагаю решить уравнения. Полученные корни уравнений, подставите в нужное окно будущего проекта:
1. Дети решают уравнения и записывают ответы в маршрутном листе Приложение 2.
2. С заданиями (Приложение 12) вы справились, а теперь найдите эти координаты на карте атласа стр. 2-3
- Африка______с.ш.,_______ в.д.
- Австралия ______ю.ш.,_______ в.д.
- Антарктида______ю.ш.,_______ в.д.
- Южная Америка______ю.ш.,_______ з.д.
- Океания______ю.ш.,_______ в.д.
Е.В.
- Каждая группа нашла место на карте, хорошо. По политической карте установите, в какой стране происходили события.
(Сомали, Австралийский Союз, независимые территории (научная станция Восток (РФ), Самоа.) атлас стр. 20-21
- Выберите рисунок с контурами вашей страны. Запишите букву, которой обозначен этот рисунок. Укажите ответ в маршрутном листе.
а |
б |
в |
г |
д |
|
|
|
|
|
Ответы детей: Африка - а, Австралия - г, Бразилия - в, Антарктида - д, Самоа – б.
IV. Демонстрация умений работы с картами, профилями, диаграммами
Е.В. Наш путь от вчера до сегодня лежит по различным континентам с опорой еще на одно логическое действие анализ. Приложение 9.
Анализ – это разложение целого предмета на части с целью его изучения и лучшего познания.
1. Каждая группа выполняет свое задание в учебных проектах. Самоконтроль. Выставление отметок в листы контроля (задания из вариантов ВПР за 2020 год).
Е.В. Закон единства анализа и синтеза: Каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремятся настроиться на более экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.
И.К. Скорость и результат преобразований зависит от диапазона изменений внешней или внутренней среды. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 10, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7.
V. Подвести ребят, к необходимости изучения материков Северного полушария
Е.В. Ребята, Как вы думаете, почему выделена группа материков Южного полушария и Северного. Разобраться с этим вопросом поможет сюжет из далёкого вчера. Внимание! Начало XX века, Германия. Встреча двух хороших знакомых, единомышленников. (Теневой театр).
- Милостивый герр, любопытна эта картина, что все части суши составляли единое целое, умещаются в одном полушарии, обрамлены водами одного Моря-Океана, сплошь открывающее потустороннее второе полушарие.
- Альфред, ты предполагаешь существование в далеком прошлом проматерика?
- Пангея! – окруженная единым океаном Панталассом.
Лет эдак 250 миллионов назад Пангея на 2 части.
- Лавразию и Гондвану – ты писал мне об этом.
- Гондвана объединяла нынешние территории – Африку, Индостан, Южную Америку, Австралию и Антарктиду. Лавразия – Европу. Азию, Северную Америку и Гренландию.
- Под влиянием центробежной силы, силы разбухания земного ядра, морских приливов продолжается раскол.
- Что привело к образованию современных материков!
- Пространство между ними заполнилось водами Мирового Океана, разделившегося на Индийский и Атлантический.
- Господин Вегенер, то, что материки некогда составляли единое целое или находились очень близко друг к другу подтверждается сходством их очертаний. Если Южную Америку приложить к Африке, то контуры берегов на большом протяжении почти совместятся. Тоже самое можно сказать об Европе, Гренландии.
- Уже сегодня можно рассчитать ее изменения в далеком будущем.
200 миллионов лет назад полуостров Индостан лежал далеко к югу от экватора; континенты сближались и продолжают сближается.
- Вот какой шарик-то, на котором живем! По геологическим часам – весь порыв, весь движение.
- Дышит, развивается, полнеет крутится, вертится…
- Ежегодно з счет космической пыли Земля прибавляет на 40 тыс. тонн.
- Пустяки!
- Не скажите, масса планеты непосредственно влияет на динамику геологических процессов, климат, течение времени.
- О! Альфред Лотар Вегенер! Эта история может иметь международный резонанс!?
Е.В. Так почему выделены группы материков?
Ответ детей: Северные имеют прородину Лавразию, южные Гондвану.
(составление модели на магнитной доске):
Гондвана - Африку, Индостан, Южную Америку, Австралию и Антарктиду. Лавразия – Европу. Азию, Северную Америку и Гренландию.
VI. Создать условия для анализа информации
1. В недалеком завтра Северное полушарие ожидает событие всего человечества (кадры презентации: острова Япония, столица Токио, олимпийские кольца)
- Что это за событие?
- В какой стране?
- В каком городе?
- В какое время?
Страны изученных материков будут представлены на этой олимпиаде.
2. Определите, какие виды спорта пользуются популярностью в них?
(работа с картой Олимпийские игры).
VII. Физкультминутка
VIII. Содействовать пониманию понятия «прогноз»
И.К. Рассмотрев логические действия анализ и синтез, напрашивается вопрос, а зачем это нужно?
Ответы детей: чтобы предположить дальнейшие (завтрашние изменения) то есть составить прогноз. (Оля)
Е.В. А как вы понимаете определение прогноз?
Ответы детей: Научное предположение на основе анализа и синтеза. (Влад)
Можно ли его назвать «завтра»?
Ответ детей: Да!
Молодцы!
IX. Содействовать составлению прогноза
И.К. А теперь составим прогноз по количеству людей, возможных посетителей олимпиады с разных материков. Для этого сначала рассчитаем расстояние от столиц ваших стран до Токио по карте атласа стр. 2-3.
А теперь, цену билета на самолет с учетом конвертируемости валют.
Построение диаграммы.
Е.В. Эта работа один из вариантов поискового прогнозирования, а диаграмма результат этого поиска.
X.Выполнение итогового задания
Е.В. 1. Вы, ребята, учились синтезировать, анализировать и даже делать научный прогноз. Выберите верное утверждение, обведите в кружок буквы верных утверждений: Приложение 11
Африка
К. озеро Виктория – соленое.
М. Африка – самый жаркий материк.
Австралия
П. На Тасмании господствуют пассаты.
О. преобладающая природная зона Австралии – пустыня.
Ю.А.
Л. Близость холодного течения причина образования пустыни Атокамы.
О. Самое большое водное растение Виктория Регия.
Антарктида
Д. Антарктида открыта Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.
Ц. На станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая температура в мире – (-89.2°С).
Самоа
Ш. Фиджи находятся в Индийском океане.
Ы. Столица Самоа – Апиа.
Назовите буквы правильных ответов МОЛОДЦЫ!
XI. Подведение итогов
Е.В. Сегодняшний день – продолжение конкретного и реального вчерашнего дня, вместе с тем – начало завтрашнего.
И.К. Как вы поняли эти слова?
Ответы детей: умения, приобретенные в изучении материков Южного полушария, нам будут необходимы при изучении Северных. (Полина О)
В этом нам помогают логические действия анализ и синтез, именно на этой основе строится прогноз (Никита С)
Е.В. Завтра – это новые темы, новые события, новые знания.
А сегодня прошу посчитать количество баллов, набранных вами за урок и выразить их отметкой.
XII. Рефлексия
Предлагаю вам, ребята, создать символ олимпиадного движения и выразить свое отношение к уроку и своей работе одной фразой от команды.
- Открой будущее!
- Один мир – одна мечта!
- Дух в движении!
- С пылающими сердцами!
- Мы все один мир!