1. Витамины – на каждом уроке геометрии
Несомненно, каждому учителю математики не раз приходилось слышать вопросы от учеников: «Зачем учиться решать квадратные уравнения? Где нам в жизни пригодится теорема Пифагора?..» Я на такие вопросы, например, отвечала, что еще древние египтяне применяли теорему Пифагора для построения прямых углов. Затем я еще добавляла, что математика сама по себе - это,прежде всего, тренажер для мозга. А натренированный математикой мозг никогда вас, дети, не подведет в трудную минуту, когда потребуется проанализировать ситуацию и принять логичное решение.
Затем как-то мне попалось высказывание «Геометрия - витамин для мозга». Заинтересовалась им, прочла статьи автора этих слов Игоря Федоровича Шарыгина, известного геометра. Согласна с тем, что он назвал математику, особенно геометрию, одним из немногих экологически чистых продуктов, потребляемых в современном образовании. С тех пор так и отношусь к своим урокам.
2. Три шага для развития
Да, геометрия непростой предмет, но опыт работы позволил мне сформировать свою систему изучения этой науки, схему тренировки мозга. Словосочетание «тренировка мозга» употребляю исключительно в смысле улучшение качеств, а не натаскивание на определенные умения.
В современном арсенале учителя находится очень много электронных и интернет-ресурсов. Но я сторонница того мнения, что данные формы позволяют эффективно объяснять наглядно новый материал или контролировать уже сформированные навыки. Для тренировки все-таки нужно взять карандаш в руки, начертить чертеж, поразмышлять над листом бумаги.
Изучение геометрии строю на первоначальном этапе на работе по готовым чертежам. Отдаю им предпочтение потому, что, с одной стороны, это экономия времени урока, позволяющее вместо двух задач из учебника решить пять–восемь задач по готовым чертежам. С другой стороны, это приучение учащихся к лаконичности и правильности восприятия входящей информации, формирование умения наносить на готовую геометрическую фигуру. В-третьих, готовые чертежи позволяют продолжить изучение темы учащимися самостоятельно, придумывая свои задачи в чертежах. В-четвертых, решать геометрические задачи на готовых чертежах следует на первых уроках затем имеет смысл решать текстовые задачи, формируя навыки понимания содержания задачи и переведения текстового формата в конструкцию чертежа и данных. При этом формирую навыки культуры чертежа.
В арсенале учителя геометрии по большому счету имеются только два сборника задач на готовых чертежах. Это сборник Е.М.Рабинович и сборник Э.Н.Балаян. Но каждый учитель в свои разработки вкладывает индивидуальный взгляд и видение предмета. С уважением отношусь к труду коллег, но пробую и свои разработки.
Задания в готовых чертежах отлично себя показали как в индивидуальной, так и в коллективной, групповой работе.
К каждой теме по геометрии мною разработаны задания на готовых чертежах по такому принципу:
1) на первом уроке изучения новой темы предлагаю задания на готовых чертежах на понимание теоретического материала и понимание терминов, определений.
2) на втором уроке изучения темы предлагаю уже задачи на готовых чертежах первоначального уровня. После этого перехожу к задачам подобного содержания из учебника, поддерживая тем самым культуру чертежа учащихся, понимание текста.
3) на третьем уроке изучения материала предлагаю задачи повышенного уровня из учебника.
Задания на готовых чертежах являются листами для индивидуальной работы, учащиеся работают прямо в них.
В качестве примера приведу задачи на готовых чертежах к теме «Равнобедренные треугольники».
Урок №1. После того, как учащиеся рассмотрели определение и свойства равнобедренного треугольника, работа продолжается по следующим заданиям.
1.Перед вами равнобедренный треугольник. Обозначьте равные стороны. |
|
|
2. Перед вами равнобедренный треугольник. Надпишите название сторон. |
|
|
3. Перед вами равнобедренный треугольник. Обозначьте два равных угла. |
|
|
4. Достройте изображенный отрезок АВ до равнобедренного треугольника с основанием АВ. |
5. Достройте изображенный отрезок АВ до равнобедренного треугольника с боковой стороной А. |
|
6. Ответьте «да» или «нет». |
7. Продолжите фразу: «Если треугольник равнобедренный, то……………….. |
Урок №2
Найдите неизвестные углы и стороны в равнобедренном треугольнике. 1 уровень |
|||
Р=? |
Р=27 |
Р=22 |
|
Чему равен периметр треугольника, если боковая сторона на 4 см меньше основания? |
Р=? |
Р=? |
|
2-й уровень | |||
Отрезок ВD - медиана, проведенная из вершины равнобедренного треугольника ABC. Чему равен угол ABD, если градусная мера угла CBD равна 31°? |
Для первоначальной проверки усвоения знаний предлагаю так же самостоятельную работу на готовых чертежах в форме цепочки.
Копилку готовых чертежей пополняют и сами учащиеся, придумывая новые варианты данных и неизвестных. Не менее интересно затем решать задания друг друга.
Задачи на готовых чертежах в электронном виде позволяют быстро формировать наборы заданий для конкретных задач в конкретном классе. Поэтому для учителя это не затратный по времени способ подготовки к урокам. За 20 лет работы в школе система решения задач на готовых чертежах позволила успешно изучать геометрию вместе с учащимися.