Человек состоится, если в нем есть чуткость, доброта и отзывчивость. Замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский считал проблему нравственного воспитания самой главной в работе школы. В книге «Как воспитать настоящего человека» он писал, если добрые чувства в детстве не воспитаны, их никогда не воспитаешь. Человек в детстве должен пройти эмоциональную школу – «школу добрых чувств».
В России научные основы педагогики заложил К.Д.Ушинский, который подчеркивал роль нравственного и духовного воспитания как фундамента развития личности.
Нравственное воспитание ребенка, на сегодняшний день, является одним из ключевых вопросов, которые стоят перед родителями, школой и обществом в целом. Вопрос нравственного воспитания молодого поколения можно отнести к вопросам государственной важности. Молодому поколению необходимы четкие положительные жизненные ориентиры.
Дети, вырастая, должны быть готовы к тому, что жизнь состоит как из радости, так и страдания, счастья и разочарований. В раннем детстве закладывается умение стойко переносить трудности и способность радоваться жизни. Ребёнок очень восприимчив к своему окружению. Он, как губка, впитывает и хорошее, и дурное. Маленькому человеку необходимо научиться понимать людей, стать добрым к ним, отзывчивым, уметь признать свои ошибки, сочувствовать, быть трудолюбивым, бережно относиться к природе, удивляться её красоте.
В школе уделяется недостаточно внимания к осознанному вырабатыванию ребёнком нравственных норм, в том числе во взаимоотношениях с одноклассниками. Ослабевает влияние школы на выбор детьми нравственных образцов, перестают быть образцом для подражания герои литературных произведений, известные благими делами исторические личности. Большая часть младших школьников, в зависимости от пола, хотели бы походить на анимационных супергероев, героев иностранных кинобоевиков (единицы на богатырей из былин), певцов эстрады, манекенщиц, киноактрис (мало кому интересны сказочные персонажи).
Материальные ценности у современных детей вытесняют духовные, редко кто видит своё призвание в служении обществу, несении блага другим. Ребята хотят быть бизнесменами, банкирами, так как подобная работа – гарант материальной обеспеченности. Все меньше в их намерениях прослеживается бескорыстие и все больше меркантильность.
Нравственная воспитанность высоко ценилась во все времена. Все преобразования толкают людей к размышлениям о будущем своей страны, о подрастающем поколении. Сложность в том, что у него уже нет тех нравственных ориентиров, которые были раньше. В связи с этим нынешнюю молодежь обвиняют в безнравственности и бездуховности.
Подготовить гражданина, чьей задачей будет считаться по жизни с интересами окружающих – компетенция школы, которую следует решить, формируя устойчивые нравственные свойства личности, ведь это, несомненно, крайне важно. Также необходимо умение подтолкнуть ребенка к развитию собственного видения окружающего мира и саморазвитию.
У детей в процессе обучения закладываются нравственные качества. Урокам литературного чтения отведена важная роль в вопросе развития личности. Чтение, размышление о прочитанном и дальнейшее обсуждение со сверстниками с обязательным высказыванием собственного мнения, ничто так не способствует воспитанию всесторонне развитой личности, имеющей сформированные нравственные качества.
Являясь ведущей в младшем школьном возрасте, учебная деятельность обеспечивает усвоение знаний определенной системой, создающей возможности овладения учащимися способами, приемами решения разных нравственных и умственных задач.
Учитель – пример нравственности и преданного отношения труду, как следствие, ему принадлежит приоритетная роль в воспитании, подготовке и обучении детей. Проблемы нравственности на сегодняшний день имеют особенную актуальность.
Своеобразная особенность нравственного воспитания в том, что процесс его непрерывен и длителен, а также имеет результаты, отсроченные во времени.
То, что решение воспитательных задач идет по возрастанию сложности, является существенным признаком нравственного воспитания. Для получения желаемого результата используются всяческие усложнения. Естественно, это реализуется с учетом особенностей возраста школьников.
Факторы, отвечающие за нравственное становление, а так же развитие личности ученика делятся на три группы: педагогические, социальные и природные (биологические).
Ученик социализируется и приобретает опыт нравственного поведения именно в процессе взаимодействия со средой.
Множество социальных условий и биологических факторов воздействует на формирование нравственности личности, но решающая роль у педагогики.
Одна из задач нравственного развития - правильная организация деятельности детей. В деятельности происходит формирование нравственных качеств и возникновение отношений, имеющих возможность влияния на изменение целей и методов деятельности, влияющих на условие нравственных норм и ценностей.
Деятельность выступает критерием нравственного развития человека, которое, в свою очередь, проходит через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих как от родителей, так и от педагогов.
Внешнее воздействие в сознании ребенка имеет значение индивидуального характера, формируя субъективное отношение к нему, формируются мотивы поведения, нравственный выбор, принятие решений.
Смысл восприятия школьного воспитания и реальных поступков детей состоит в достижении соответствия между внутренней готовностью и требованиями должного поведения.
Моральное просвещение является необходимым звеном процесса нравственного развития. Его цель – сообщение ребенку совокупности знаний о нормах общества, моральных принципах, которыми ему следует овладеть. Переживание и осознание принципов морали и ее норм напрямую сопряжено с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию поступков и оценок.
В настоящее время обучение в начальных классах строится так, что у школьников развиваются познавательные способности, вырабатываются умения активного пользования учебным материалом, полученные знания объединяются в целостную систему, которая направлена на то чтобы у ребенка было понимание окружающего мира. Освоение разных способов работы с учебным материалом, развитие мышления оказывает непосредственное влияние на усвоение ребенком понятий о нравственности, а то, как организован процесс обучения и его методы содействуют накоплению нравственного опыта. На всех уроках эти задачи решаются постоянно, в комплексе, а также во внеурочное время, меняются лишь акценты, которые зависят от поставленной цели.
Возраст детей, которым 6-10 лет – младший школьный возраст (1-4 класс начальной школы), в это время формируется личность ребёнка, закладываются основы его будущей взрослой жизни. Он включается в новый для него вид деятельности. Учёба предъявляет к нему серьезные требования. Ребёнок выходит на новый уровень отношений со сверстниками, взрослыми. Учитель для него становится авторитетом. В школе активно развивается разум маленького ученика. Роль учителя на данном этапе наиболее велика.
Дети, взрослея, относятся к разным средствам восприятия каждый по своему. Знания, полученные человеком во все периоды жизни помогают его дальнейшему росту как личности. И именно нравственное воспитание можно поставить на первое место в становлении всесторонне развитой личности.
Исследуя проблему нравственного развития учеников начальной школы, необходимо учесть их психологические и возрастные особенности:
1. Расположенность к игре. Ребенок, играя, постигает нормы поведения. Именно в играх, больше чем где-то ещё, от детей требуется умение соблюдать правила. Если правила кто-то нарушит, дети это остро подмечают и несгибаемо осуждают нарушителя. Ребёнок, который не подчинился мнению игроков, может выслушать неприятные слова и, вполне возможно, вынужден будет покинуть игру. Таким образом дети учатся считаться с другими, получают уроки честности, справедливости, правдивости. Это учит ребенка тому, что всегда есть правила, которые нужно соблюдать. А.С. Макаренко отмечал, как себя ведёт ребёнок в игре, таким во многом, когда вырастет, он будет и в работе.
2. Дети не могут заниматься долго однообразной деятельностью. По утверждению психологов, в 6-7 лет ребенок не может удержать внимание на чем либо более 10 минут. Потом дети отвлекаются, переключаясь на посторонние предметы, в связи с этим нужно часто менять виды деятельности в процессе занятий.
3. Нечёткие нравственные представления ввиду отсутствия опыта. Нравственное поведение, с учётом возраста детей, можно разбить по нормам на три ступени:
- подросток к 10 годам должен уметь учитывать, что его окружают люди, их состояние, которым должно быть приятно его присутствие;
- если первая ступень не освоена, то не имеет смысла говорить о второй ступени нравственного воспитания. У подростков можно часто наблюдать такое противоречие, желание нравиться окружению при необученности элементарному поведению;
- третий уровень (возраст 14-15 лет) заключается в освоении принципа помощи окружающим людям.
Возможно, существование противоречия меж знанием правил поведения и их практическим применением. Например, при обсуждении предстоящей поездки в музей стоит напомнить детям о должном поведении в транспорте.
Знание моральных норм и правил поведения далеко не всегда соответствует тому, как ребенок ведет себя в реальности. Это проявляется в основном в ситуациях, когда личные интересы и желания ребенка не совпадают с соблюдением этических норм.
Азбука нравственной культуры, с помощью которой дети учатся сущности добра и зла, учит быть неравнодушным к злу, бороться против обмана и несправедливости, быть непримиримым к тому, кто жаждет жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Определяют три фактора, с которыми взаимосвязана проблема нравственного развития ученика начальной школы в процессе обучения:
1) когда ребенок приходит в школу, он переходит от уровня «житейского» усвоения морально-нравственных норм и действительности к целенаправленному и научному ее изучению, что происходит на школьных уроках, таких как литературное чтение, русский язык и окружающий мир. Значение такого обучения, несомненно, имеет и оценочная деятельность преподавателя;
2) в процессе учебной работы школьники являются непосредственным звеном коллективной деятельности, в которой также происходит усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения;
3) формирование нравственной личности является одной из важнейших задач современной школы. В связи с этим существуют предложения увеличить количество и значимость гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность позволяет развивать у учащихся нравственные личностные качества в процессе изучения любого предмета.
Нравственным и умственным развитием детей (тесно связанными между собой), во время школьного обучения предстоит заниматься учителю начальной школы. Учебная деятельность - это фактор развития ребенка как личности.
Своим содержанием обучение развивает школьников, но по-разному ими усваивается, а также влияет на них зависимо от методов обучения, которые предусматривают на всех этапах обучения построение системы по каждому предмету учебных задач, которые бы усложнялись, а также формирование речевых, мыслительных действий, необходимых для их решения, преобразование этих действий в более сложные действия по образованию обобщений и применения их к новым ситуациям.
Учёба оказывает воздействие на развитие учеников начальных классов и всей своей организацией. Обучение – это форма их жизни в коллективе, общение друг с другом и учителями. В классе выстраиваются определенные отношения между детьми, на развитие ребенка влияет общественное мнение, которое формируется. Ученики включаются в различные виды внеклассной и внешкольной деятельности через классный коллектив.
Учитель ставит перед школьниками всё новые практические и познавательные задачи, вооружает их знаниями для их решения. Обучение опирается на потенциальные возможности ребенка, включая его актуальные достижения в развитии.
Чем более целенаправленно обучение побуждает учеников анализировать впечатления от воспринимаемых объектов, осознавать их отдельные свойства и свои действия с ними, выделять существенные признаки объектов, овладевать оценкой их отдельных параметров, вырабатывать способы группирования объектов, образовывать их конкретизацию и обобщения, тем успешнее идёт развитие.
Когда ребенок идёт в школу, происходит не только начало перехода познавательных процессов на новый для него уровень развития, а также возникают новые условия для его личного роста. Учебная, трудовая, игровая деятельность, общение со своими сверстниками, всё это влияет на развитие личности ребёнка, со временем будут складываться его деловые качества, которые найдут своё проявление в подростковом возрасте.
На всех этапах взросления важна учебная деятельность, а в младшем школьном возрасте особенно, ввиду того, что именно в этот период идет формирование учебной деятельности и от этого зависит успех всего обучения в начальной школе, и в среднем звене, и в старших классах, так как учебная деятельность ведущая, в её процессе интенсивно идёт психическое развитие ребёнка.
Ученик начальной школы во время учёбы со временем становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, ввиду того что далеко не всегда достигают своей цели воздействия учителя. Если у ребёнка появились положительные изменения в обучении, значит, он становится действительным объектом учебной деятельности, со знаниями, приёмами, которые он усвоил, с умениями и навыками.
В учебной деятельности, маленькие школьники при выполнении заданий и при определении способов поведения учатся действовать целенаправленно. Действия начинают приобретать осознанный характер. При решении разных нравственных и умственных проблем ученики начинают использовать опыт, который они приобрели.
Маленький школьник очень эмоционален и экспрессивен, в его жизни преобладают чувства, которые быстро и ярко вспыхивают. Он уже научился сдерживать себя и умеет, в случае надобности, скрыть агрессию, слезы, страх. Один из важных и сильных источников его переживаний – взаимоотношения с детьми и взрослыми. Поведение ребенка определяет необходимость в положительных эмоциях со стороны других людей. Эта необходимость пробуждает сложные чувства: ревность, зависть, любовь, сочувствие и так далее.
Если ребенок в семье растет в любви, к нему хорошо относятся, он имеет чувство защищённости, уверенности, испытывает благополучие эмоциональное и развивается в таких условиях активным психически и физически, жизнерадостным. Это способствует выработке у ребёнка положительных качеств и доброжелательного отношения ко всем людям.
В начальной школе развитие мотивов поведения происходит по двум направлениям:
- - ребёнок общается и расширяется его круг деятельности, в связи с этим мотивы его поведения изменяются, появляются другие методы;
- возникают новые качества мотивов, которые объединяются и происходит формирование их иерархии, мотивы становятся более осознанными и произвольными.
В дошкольном и раннем возрасте ребенок целиком находился под влиянием сиюминутных желаний, не мог дать себе отчет о том что послужило причиной того или иного поведения, но становясь старше, перед поступлением в школу, у него появляется осознанная линия поведения. Моральные мотивы общества становятся ведущими. Ребёнок готов отложить игру, интересное для него занятие, чтобы приступить к не привлекательному для него делу, по требованию взрослого. В личности ребёнка появляется нечто важное – соподчинение мотивов, одни мотивы становятся первенствующими, а другие подчиненными.
У маленьких школьников при появлении новых видов деятельности формируются новые игровые, учебные, трудовые методы, меняются мотивы общения детей со взрослыми, появляется желание поступать как взрослый, получать поддержку, оценку, одобрение и сочувствие взрослых, возрастает интерес к жизни взрослых. Мотивы самолюбия и самоутверждения развиваются по отношению к сверстникам. Занимают особенное место нравственные мотивы, которые имеют отношение к другим людям, происходит понимание поступков других людей и своих поступков, усваиваются нормы поведения. Но при этом, идёт развитие не только положительных мотивов, но и упрямство, ложь, капризы, другие отрицательные мотивы.
На всех стадиях обучения происходит формирование нравственной самостоятельности. Создаются ситуации, которые ставят школьника перед нравственным выбором, когда решение необходимо принять самостоятельно, так строится воспитательный процесс. Такие моральные ситуации не должны выглядеть или быть представлены как контролирующие или обучающие, в таком случае их воспитательное значение не будет иметь должного результата.
Одним из условий последующего прогресса человечества в современной фазе формирования нашего общества выступает активизация человеческого фактора. В этой связи, перед школой и учителями ставится серьёзная задача по подготовке для общества гражданина, который способен независимо от чужого мнения, оценивать всё, что происходит вокруг него и выстраивать свою деятельность, учитывая интересы окружающих его людей. Чтобы решить эту задачу необходимо сформировать устойчивые нравственные свойства личности, трудолюбия учеников, ответственности.